Зачем обществу спекулянты?
Хорошо, с инвесторами разобрались. Ну а в спекуляциях какой общественный прок?
Есть много «польз», приносимых трейдером. Есть простые, есть сложные. В разной аудитории можно отвечать по-разному, смотря какую сложность там готовы усвоить.
Самый простой ответ...
Спекулянт не нарушает закон и платит налоги, и хотя бы этим полезнее тех, кто с ним борется.
Уклониться, работая на легальной бирже, практически невозможно, это очень «белая» деятельность, по определению. Крупный успешный трейдер может на свои налоги содержать учителя, врача и полицейского. Если вы его запретите, то подорвёте доход этих людей. Мелкий трейдер ещё не дорос до того, чтобы содержать на свои налоги детский садик, но он поневоле стремится к этому. Но даже содержать треть учителя средней школы — тоже дело. Плохой трейдер сливает деньги, но часть их, кстати, тоже попадёт в бюджетный мешок.
Но давайте не будем рассматривать проигравших, это не профессия, а вредная привычка. Человеку и так плохо, отстаньте. И чисто по определению, если человек каждый день ходит кормить игровые автоматы, никто же не назовёт его профессиональным игроком. Давайте продолжим о профессионалах.
Второй ответ, тоже короткий, почему спекулянт хороший. Для либерального экономиста ответ достаточный.
Человек заключает сделки со взрослыми дееспособными людьми, не прибегая к насилию, значит, он по определению оказывает услугу, её польза не обсуждается — его контрагентам виднее.
Кто-то идёт покупать за 70 рублей банку зелёного горошка в магазин, кто-то — тысячу долларов за 70 тысяч рублей на биржу, кто-то миллион — за 70 миллионов. Если кто-то идёт за долларом или за горошком, значит, ему надо. Зачем, не ваше дело, даже не спрашивайте, не разводите дебаты о пользе зелёного горошка или акций «Лукойла». Тот, кто продал человеку нечто, что человек хотел купить, по той цене, которая его устроила, — уже молодец, с точки зрения рыночной экономики. Или купил нечто, что хотели продать, ту же акцию «Лукойла», нас не волнует, зачем её хотели продать. О пользе и вреде солёных огурчиков пусть спорят диетологи. Экономисту важно, чтобы их можно было купить в шаговой доступности, недорого, без очереди и давки.
Третий ответ, если немного углубиться в механизм торгов. Если пользу инвесторов мы уже считаем доказанной, то...
Спекулянт нужен как минимум потому, что нужен инвестору, создавая ликвидность и сужая спред.
Допустим, вы хотите купить некую акцию. Если массовых торгов по ней нет, вы её, вероятно, всё-таки купите. Какой-нибудь банк выложит её на витрину. Со спредом 10%. В банке неважно, ликвид это или нет. Золото вроде ликвид, а спред по ОМС 10–12%, по физическому металлу — ещё хуже. Сегодня купите, через месяц решите продать, котировки будут те же, потеряете 10%. А в биржевом стакане будет спред 0,1%. Для инвестора это незаметно.
Примерно ту же услугу, что крупные позиционные трейдеры оказывают инвесторам, интрадейщики оказывают позиционным трейдерам, маркет-мейкеры — интрадейщикам и всем вообще. Они сужают спред. Это важно. Переходим к четвёртой пользе.
Биржа как институт, помимо прочего, производит ещё и справедливость.
Примерно так, как благотворительные фонды производят деятельное милосердие. В современном обществе хватает институтов, перераспределяющих деньги от сильных к слабым. Собес — важнейшая функция современного государства. Но справедливость это не милосердие, не социальная защита, не «всем поровну». Это зачастую даже обратное. Справедливость про то, чтобы каждому возвращались последствия его принятых решений. Что посеял — то пожнёшь.
Общество может существовать при абсолютном отсутствии любых собесов, но не может при абсолютном отсутствии справедливости. Оставим в стороне мораль, посмотрим как на систему. Важна обратная связь. Чтобы, если человек ведёт себя как дурак, ему прилетало по лбу. А если ведёт себя как умница, ему воздавалось. Если эта обратная связь сломается, и вознаграждаться начнут случайно взятые дураки, страна этих дураков скоро станет негодной для проживания.
Можно спорить, каким должно быть идеальное общество, но оно должно максимизировать оправданность рациональных стратегий.
Важно минимизировать случайность, злую волю и даже добрую волю, если она путает рационально выстроенную игру. Важно, чтобы можно было сделать всё правильно и получить правильный результат, а не рассчитать бизнес-схему и быть ограбленным, потому что не повезло. Так вот биржа — очень хороший механизм в плане справедливости. Деньги там перетекают от глупых — к умным, от жадных — к умеренным, от трусов — к стойким, от нервных — к терпеливым. Бывает, конечно, всякое. И случайности, и даже какие-то аферы. Но в целом порок наказывается, добродетель вознаграждается, а рациональные стратегии торжествуют.