Физиолог Павел Умрюхин объясняет, откуда берется эффект гусиной кожи и почему мы реагируем на опасность именно так. Материал подготовлен в рамках гида «Хороший / плохой стресс».
Когда человек испытывает сильные эмоции, будь то страх, сексуальное возбуждение, ярость или восхищение, у него по коже бегут мурашки. Волоски на теле встают дыбом, приподнимая кожу у их основания. Эффект гусиной кожи носит научное название «пилоэрекция», а рефлекс, лежащий в его основе, называют пиломоторным.
При виде опасности у человека активируется задний гипоталамус, который включен в лимбическую систему мозга. Это высший центр регуляции симпатической системы. Симпатическая система является отделом автономной (вегетативной) нервной системы, она повышает частоту сердечных сокращений, расширяет зрачки, подавляет перистальтику кишечника и отвечает за реакцию организма на стресс. Нервы симпатической системы начинаются в головном и спинном мозге и достигают почти каждого органа, кровеносного сосуда, потовой железы и мышцы в теле. Во время эмоционального возбуждения эти нервы активируются, сокращая крошечные мышцы (они так и называются — мышцы, поднимающие волосы, musculus arrector pili), присоединенные к волосяным фолликулам, и волоски на коже приподнимаются.
Такая реакция на опасность — встречу с врагом, пугающие звуки или другие стимулы — свойственна многим животным, в том числе человекообразным обезьянам. Поднятая шерсть делает животное внешне более крупным и придает устрашающий вид. Пилоэрекция может возникать не только при опасности, но и как реакция на холод. В этом случае приподнятые волоски задерживают прогретый телом слой воздуха у поверхности кожи. Но так как волосяной покров человека весьма ограничен, большого практического значения пилоэрекция не имеет. У человека пиломоторный рефлекс является рудиментом: в процессе эволюции он утратил свое исходное значение.