Великая княгиня Ксения родилась в 1875 году в Петербурге и была пятым ребенком в семье наследника престола великого князя Александра Александровича и его жены Марии Федоровны. До Ксении в семье рождались лишь мальчики, трое из которых выжили, поэтому девочке родители обрадовались как подарку судьбы.
По семейной легенде необычное имя дочь наследника получила в честь Ксении Петербургской, святой, которая почиталась представителями дома Романовых. Ксения Петербургская прославилась своим необычным подвигом любви, когда после смерти супруга стала называться его именем и творить добрые дела от его лица.
Никто тогда не знал, что и маленькой великой княгине предстоит в жизни совершить собственный подвиг любви.
Но пока он росла в семье всеобщей любимицей. Лицом царевна была очень похожа на мать и была к матери чрезвычайно сильно привязана. Позже зять Ксении Александровны так писал о ней: «Самое большое достоинство — личный шарм — она унаследовала от матери, императрицы Марии Фёдоровны. Взгляд её дивных глаз так и проникал в душу, её изящество, доброта и скромность покоряли всякого».
У Ксении было трое старших братьев, а двоюродных и троюродных еще больше, она принимала участие в их играх, и никто из них не обращал на девочку особого внимания, поручая ей самые простые роли, например, младшего матроса в военных играх.
Постепенно ее внимание привлек близкий друг ее брата Николая Сандро, приходившейся ей двоюродным дядей. Сандро был старше Ксении на 9 лет, мечтал о морских путешествиях и много рассказывал о море. Ксения слушала его рассказы затаив дыхание, а когда Сандро отправился в плаванье, то писала ему письма.
Великий князь Александр Михайлович Романов (так именовали Сандро официально) был красив, высок и статен, прекрасно образован и воспитан и производил на окружающих положительное впечатление.
Ксения призналась в своих чувствах к Сандро старшему брату Николаю, но о браке с родственником она могла только мечтать. Ее как дочь императора должны были выдать замуж за иностранного представителя одного из королевских домов. Но Ксения стала просить родителей никуда не отправлять ее из России, а выдать замуж за милого ее сердцу Сандро.
Сначала ее отец Александр III категорически отказался от такого брака, запретив Ксении и Сандро переписываться и встречаться, однако постепенно под влиянием супруги он изменил свое решение. Для матери Ксении было важно, чтобы ее дочь осталась вместе с ней дома в России.
Брак был разрешен, и в торжественной обстановке в 1894 году молодые обвенчались. Поначалу их отношения были самыми теплыми, Ксения горячо любила своего супруга, а он, казалось, отвечал ей взаимностью. В семье родилось семеро детей: дочь Ирина и ее 6 братьев.
Ксения Александровна много внимания уделяла воспитанию и образованию своих детей, писала им письма, полные заботы и материнской любви. Однако ее отношения с мужем постепенно разладились. Сандро стал отдаляться от жены, у него появились новые увлечения.
Ксения Александровна, тяжело переживая свое положение, тем не менее, не показывала виду, что в семье случился разлад. В те годы началась Первая мировая война, и она отдавала все свои силы для помощи раненым, в Петербурге она возглавляла госпиталь, и часто сама на санитарном поезде отправлялась на фронт.
Революция застала ее в Петрограде, где она после отречения брата пыталась безуспешно встретиться с ним и членами его семьи. Свидание не разрешили, и Ксения Александровна переехала сначала в Гатчину, потом в Киев, а затем в Крым, откуда она смогла бежать в 1919 году вместе с матерью и детьми.
Великая княгиня с тяжело переживала свой вынужденный отъезд, в дневнике она писала: «Все кончено. Самое тяжелое, о чем думать даже было больно, совершилось – мы покинули Родину. Теперь мы – самые настоящие беженцы, бездомные. Тяжело невыносимо и полное незнание будущего – ужасно. Что же дальше? Прощай родной Крым. Дай Бог его когда-нибудь увидеть и вернуться в Россию при лучших обстоятельствах. Да поможет Господь родной стране!»
В эмиграции ее ждала трудная и одинокая жизнь. Ее муж, также бежавший из России, отказался жить с ней, более того, Александр Михайлович подал на развод, от которого Ксения отказалась.
Сначала русских беженцев приютили на родине матери в Дании, но затем в 1925 году, когда финансовое положение княгини стало совсем сложным, ей пришлось уехать в Англию, где двоюродный брат король Георг разрешил ей бесплатно жить в коттедже неподалеку от Виндзорского замка. При этом сам Георг категорически отверг возможность приглашения в Англию Александра Михайловича, которого англичане всегда недолюбливали за его резкие высказывания в их адрес.
Ксения Александровна провела в Англии всю оставшуюся жизнь, изредка уезжая в другие страны, чтобы навестить родственников. В 1928 году она похоронила в Дании мать, ее дети разъехались по миру и единственной радостью были письма от них.
В 1932 году великая княгиня узнала об опасной болезни, которую обнаружили у ее мужа. Она бросила все и приехала к нему в Париж. Сначала великий князь был недоволен ее поступком, и даже не смог поселить жену в доме, где проживал. Ксения Александровна сняла комнату в пансионе неподалеку, и каждый день приходила узнать о здоровье своего Сандро и побыть с ним некоторое время.
Она провела с мужем последний вечер, пожелала ему доброй ночи и ушла в свой пансион, а наутро узнала, что болезнь обострилась и вскоре великий князь скончался.
До конца жизни Ксения Александровна хранила многочисленные телеграммы с соболезнованиями, которая она получила после смерти супруга. Она пережила его на много лет, тихо скончавшись в Англии в 1960 году и завещав похоронить себя рядом с Сандро.
Ее просьбу выполнили ее дети и внуки.
Другие статьи канала из рубрики «Истории любви»
Он называл ее «крокодил души моей», а она была счастлива…
24 дня счастья и жизнь, полная скорбей. Судьба княгини Натальи Долгорукой
Как царь Петр свою племянницу Прасковью замуж по любви отдал
Как простой извозчик Сергея Есенина с Айседорой Дункан обвенчал…
«О хлебе великой любви»: как связаны между собой Бородинская битва и бородинский хлеб