Найти тему

Почему для одних экономический кризис - это возможности, а для других - потери?

Оглавление

Для жителей постсоветского пространства "коронакризис" наверное уже пятое по счету социально-экономическое потрясение, которому предшествовали структурный кризис экономики начало 90-х годов, валютный кризис 1998 года, финансовый кризис 2008 года, кризис товарных рынков 2014-2015 годов.

Для рядового жителя планеты каждый экономический кризис начинается всегда одинаково.

В информационном пространстве начинают все больше мелькать новости о панике на фондовых рынках, падении биржевых индексов, пессимистических прогнозах "ведущих экономистов", пересмотре динамики роста мирового ВВП со стороны Всемирного банка и МВФ. Затем уже международные консалтинговые агенства вроде PWC, Moodys, KPMG и других начинают рисовать мрачные картины ближайшего будущего.

Иллюстративная картинка из открытых источников Интернета
Иллюстративная картинка из открытых источников Интернета

Правительства начинают делать заявления о планируемой помощи для реального сектора экономики (отсрочки по налогам, программы стимулирования, размещение госзаказа и т.д.)и социально уязвимых слоев населения (разовые выплаты и/или индексация действующих пособий). Центральные банки пересматривают ключевые ставки (повышают доступность ликвидности для коммерческих банков), международные финансовые институты во главе с ФРС начинают готовить программы количественного смягчения (по заливанию экономики удешевленными кредитными ресурсами) и т.д.

В результате итоги в среднем всегда одинаковые (я говорю именно о странах СНГ).

Отдельные субъекты бизнеса действительно получают реальную поддержку, но их всегда лишь очень малая часть, чтобы что то структурно поменять. Многие теряют работу или часть доходов, увеличиваются издержки по бытовым обиходным потребностям, ибо инфляции растет как грибы после дождя "доступных кредитов".

Последствия могут быть чуть хуже или менее плачевно, чем в среднем по всем кризисным периодам, что дает толчок к "муссированию" вопроса о необходимости диверсификации экономики (по всем ключевым направлениям), повышении конкурентоспособности, развитии частного бизнеса, борьбе с коррупцией , снижении бюрократии и т.д.

Однако, как только "тучи рассеиваются" (читайте на перспективу вновь маячат "тучные" годы), все возвращается на круги своя. Правительства переходят на другие "очень важные" оперативные вопросы, люди адаптируются, находят новую работу или иную возможность заработка и т.д.

Впоследствии постепенно многие начинают замечать, что не все "потеряли" в кризис, ведь есть и те, кто "приобрел", или иначе говоря "поднялся".

Так в чем же такая социальная несправедливость? Или почему одним "везет" и они "вывозят", а другим "не везет", и они "уже приехали"?

Все дело в универсальных законах "кризисной кармы", когда время перестройки требует соответствующих откликов со стороны всех активных субъектов экономики.

В период кризиса начинают работать причинно-следственные связи, "воздающие" возможности тем, кто действует в соответствии с универсальными законами, а также "карающие" тех, кто противится естественным процесса обновления.

Я не буду "советовать Вам "как нужно "выигрывать" в кризис. Я лишь расскажу об универсальных законах "кризисной кармы", которые действуют независимо от их "принятия" или отторжения:

  • Закон "Амбиции падают первыми". Любой бизнес можно считать успешным при условии преодоления им такой точки развития, в которой достигаемые результаты (оборот, что есть масштаб деятельности, а также прибыль, что есть итог деятельности), уже стабильно превышают все кредиты "доверия" (а можно ли иначе назвать согласие банков в выделении кредита, кроме как веру в успешность бизнес инициативы).

В противном случае, бизнес проект с вероятностью до 90% скорее всего будет свернут по причине довлеющих кредитных обязательств. И в лучшем случае предприниматели смогут сохранить хоть какую часть активов.

  • Закон "Арендодатели теряют часть дохода, арендаторы теряют все". Здесь идет речь о необходимости иметь в собственности основные недвижимые активы (будь то гараж, склад, магазин или бутик), без которых невозможно дальнейшее функционирование бизнеса.

Конечно, можно сменить место дислокации. Но это будет сопровождаться рисками потери части клиентской базы (расположение офиса или магазина во многом и определяет "проходимость"), убытков (в связи с расходами по переезду на фоне отсутствия доходов). Самый большой негативный аспект арендной платы в том, что она начисляется фиксировано (а иногда и с удорожанием) в любом случае, несмотря на реальные обороты арендатора.

  • Закон "увольняют обычно тех, кто реально работает. Потому что "другие" не так часто ошибаются.

Любите брать на себя ответственность, работаете в условиях "расширенного" функционала обязанностей, выражаете несогласие с отдельными операционными решениями руководства, часто прибегаете к конструктивной критике, готовы отстаивать свое мнение? Поздравляю. Вы "проблемный" кадр, который напрягает мозг. При этом кризис требует "ужаться", так что как говорится "сам Бог велел" с вами попрощаться.

  • Закон "постоянные клиенты и репутация страхуют лучше всяких полисов". Вы клиентоориентированы, заботитесь о качестве сервиса, не скупитесь на скидки и программы лояльности, отслеживание обратную связь с клиентами и т.д.?

Поздравляю, вы уже обеспечили себе источники погашения операционных издержек на время кризиса и "сжатости" (почувствовал кризис - ужмись). Маркетинг со всем своим арсеналом таргетинга, лидогенерации, нативной рекламы, пиар продвижения обеспечит Вам сливки в "тучные" годы, но в кризисный период скорее будет способствовать ускорению процесса Вашего разорения (издержки продвижения в кризис связаны с риском отсутствия всплеска спроса ввиду "обнищания" населения).

А что вы можете рассказать о Своем опыте преодоления "кризисных" отрезков на своем марафоне жизни? Какие бы еще закона "кризисной" кармы Вы бы включили в этот список?

Пишите в комментариях). Благодарю.