Найти тему
Когда мама педагог

Учим дошкольника читать: обзор методов

Оглавление

Существует множество методик обучения чтению дошкольников, поэтому в первую очередь, хорошо бы определиться с тем, какой будет использован при обучении конкретного ребенка. Классический звуковой аналитико-синтетический метод, метод слогового чтения, чтение целыми словами (карточки Домана и прочее)? Чем они отличаются и кому подходят.

Звуковой аналитико-синтетический метод

Звуковой аналитико-синтетический метод был предложен для обучения чтению еще К.Д. Ушинским во второй половине XIX века, поэтому он и классический. На тот момент это был передовой метод обучения грамоте, основанный на различении звуков языка в слове и умении складывать из звуков слова.

Сейчас этот метод используется в современных школьных учебниках под редакцией В.Г.Горецкого (программа "Школа России"), в системе обучения Русской Классической Школы и любой логопедической системе.

Я учу свою дочь по системе обучения словесности Русской Классической Школы (РКШ, г. Екатеринбург). В первом классе по РКШ используются учебники самого К.Д.Ушинского, а в программе дошкольного обучения применяется "Азбука" И.А. Горячевой плюс методические рекомендации для родителей и педагогов.

Преимущество РКШ - в отсутствии фонетических транскрипций и цветных звуковых схем, появившихся в русле развивающего обучения в 1960-70е годы и только мешающих ребенку учиться читать. Плюс качественная полиграфия, авторские художественные иллюстрации, сдержанное оформление и дополнительные тетради для подготовки руки к письму (рисование по клеточкам и каллиграфическое рисование).

Для того чтобы научиться читать, сливая из звуков слова, нужно знать как звучат буквы и иметь хорошо развитый фонематический слух. Звуковой аналитико-синтетический метод - лучший вариант для дальнейшего овладения русским языком: если ребенок научится слышать и различать звуки, из которых состоят слова, ему будет легче подбирать проверочные слова, находить орфограммы, родственные слова, проводить разбор слова по составу (вычленять приставку, корень, окончание) и выполнять прочие задания школьной программы.

Слоговый метод обучения чтению

Для детей раннего возраста (младше 5 лет) или с трудностями в обучении существуют альтернативные методы: слоговые таблицы и чтение целыми словами.

Использование слогового метода в русской словесности связывают с "Азбукой" Л.Н. Толстого (1875 г). В этом пособии предлагалось для чтения дробить слова на слоги и соединять из слогов слова. Тем не менее, толстовский метод не был чисто слоговым, поскольку предполагал знание букв по отдельности, включал упражнения на развитие речевого (фонематического) слуха.

В современном виде этот метод используется в виде слоговых таблиц, которые предлагается читать дошкольнику. Ребенок достаточно быстро запоминает сочетания букв, перенося эти умения на чтения целых слов (вначале разбитых на слоги).

Слоговая таблица. Источник фото Яндекс. картинки
Слоговая таблица. Источник фото Яндекс. картинки

Минусом такого подхода является механический характер чтения: поскольку изначально ребенок учится читать бессмысленные наборы знаков (ба-бе-бу-ба и пр.), то впоследствии могут проявиться проблемы с восприятием текста как смысла, а не просто набора буквенных символов. Преимуществом метода является быстрота обучения и хороший темп чтения с самого начала.

Я часто вижу такие таблицы в кабинетах, где проводятся занятия по раннему развитию или подготовке к школе. Видимо, быстрый результат привлекает родителей и дает хорошие отзывы, что очень важно при проведении платных занятий.

Метод чтения целых слов

Метод чтения целыми словами пришел к нами из англоязычных стран, где до сих пор широко распространен. Самая известная цельнословная методика - это методика Гленна Домана, по которой можно научить читать целые слова практически младенца. Малышу показывают картинки с подписью, он связывает зрительный образ с набором букв под ним и через некоторое время способен к обратному действию: при показе набора букв ребенок может назвать слово.

В России данный метод широко применялся в 1920е годы и не оправдал себя, так как задействовал только зрительное восприятие и память, но не развивал мышление и речевой слух.

Пример карточек Домана. Источник https://40-nedel.ru/uploads/2017-12-1/6b4dJ4COM.jpg
Пример карточек Домана. Источник https://40-nedel.ru/uploads/2017-12-1/6b4dJ4COM.jpg

Трудности внедрения цельнословного метода на русскую почву связаны с тем, что в английском языке слова не изменяются по падежам, поэтому слово в любой позиции в предложении будет звучать одинаково: The cat is grey. I see the grey cat. А на русском языке те же предложения звучат как "Кот серый. Я вижу серого кота" (изменяются окончания прилагательных и существительных).

Поэтому выучив карточку с надписью "cat" можно легко использовать данное слово в речи и находить на письме. А в русском языке кроме слова "кот" нужно выучить еще и множество словоформ: "кота, коту, котом, коте". Русскоязычный ребенок при виде в книге набора букв "котом" (играю с котом) может не понять, что речь идет о пушистом домашнем питомце и не сможет прочитать это слово.

Методы обучения чтению детей с ОВЗ

Метод чтения целых слов широко применяется при обучении детей с речевыми расстройствами и нарушениями интеллекта. Если ребенок не может освоить устную речь, то именно раннее обучение письменной речи через чтение целых слов поможет восстановить коммуникацию и выстроить обучающую программу. Понимание хотя бы отдельных слов, установление взаимосвязи картинка (зрительный образ) - звучащее слов (звуковой образ) дает возможность структурировать информацию об окружающем мире и стимулирует познавательное развитие.

Необходимое условие для работы с глухими и слабослышащими детьми - использование карточек для обозначения любых предметов и действий на занятии. Зрительная опора на движения губ, жесты и подписи - основа развития речи у детей с нарушениями слуха.

Чтение по слоговым таблицам имеет смысл, если у ребенка грубо нарушен фонематический слух, он не различает (или различает с большим трудом) звуки речи, не способен собрать слог из звуков, т.е. читает "м", читает "а", но вместе "ма" прочитать не может.

Детям с дизартрией (сложностями звукопроизношения) тоже проще читать по слоговой таблице, поскольку можно выбирать только те звуки, что легче даются и постоянно повторять один и тот же набор звуков.

Дети младше 5 лет чаще всего не могут собрать звуки в слог самостоятельно (просто мозгу требуется время для получения этого умения), поэтому 3-4летних детей тоже чаще учат читать сразу слогами. А умение анализировать звуковой состав приходит позднее, к возрасту 6-7 лет.

Общий вывод: если у ребенка нет проблем с развитием, то он научится читать по любой методике. Окружающий мир перенасыщен буквенными символами, поэтому ребенок просто не сможет игнорировать эту среду. Главная задача родителя - показать, что чтение не просто механический процесс складывания звуков в слова, но способ познания мира.