Восточная Европа, XV век, Княжество Литовское
После смерти величайшего политика и правителя Литвы Ольгерда в 1377 году княжение перешло к его любимому сыну Ягайло (Ягелло). Вначале это посеяло смуту и междоусобицы.
Особых правил порядка престолонаследия не существовало. Казалось естественным, что великим князем станет старший сын или родной брат Ольгерда, являвшийся его соправителем. Ягайло же был всего лишь восьмым ребенком второй жены.
Великий князь Ягайло, пусть и номинально, но сумел удержаться у власти. По стечению обстоятельсв, в результате переворота фактически страной правил его двоюродный брат Витовт. Ему предложили стать польским королем, и он управлял этим государством 48 лет.
При этом обязуясь крестить Литву, получить польский престол. Затем сочетавшись с королевой Ядвигой, Ягайло смог усилить позиции Литвы в противостоянии с Тевтонским Орденом. Сам принял католичество и получил имя Владислав.
Легенды о проклятии рода Ягайло связаны с насильственной смертью его родственника Кейстута, соправителя Ольгерда. Изначально дядя не претендовал на великокняжеский престол и даже сам передал племяннику меч как символ власти.
В дальнейшем, узнав об тайных отношениях Ягайло с врагом Литвы, Тевтонским орденом. Кейстут смог на время покорить Вильно и завладеть престолом, за что жестоко поплатился. Ягайло с войском крестоносцев наголову разбил противника, а самого дядю запер в Кревском замке. В дальнейшем Кейстута нашли задушенным. Убийство произошло якобы по велению великого князя, но это только легенды.
Считается, что убиенный родственник приходил к Ягайло в момент смерти. Умер король скоропостижно от банального воспаления легких. В 1434 году, заслышав дивную трель соловья, он вышел из дома и отправился в соседнюю рощу. Пробыл в ней Ягайло всего лишь несколько часов.
По возвращении у него началась сильнейшая лихорадка, от которой он вскоре скончался. Перед смертью король якобы увидел тень – призрак невинно убиенного князя Кейстута. Дядя подошел к умирающему, поцеловал его и рукой закрыл ему глаза.
Единственная служанка, сидевшая у изголовья с ритуальной куклой в руке сказала: «Теперь ты, наконец, дома» (остальная прислуга была почему то удалена).
Умер Ягайло, уже будучи лишь верховным князем. Место великого князя ему пришлось в 1401 году отдать Витовту, возглавившего против него оппозицию. Из-за усиления власти поляков и московитов в стране после крещение Литвы недовольство подданных однажды достигло предела. По договору, княжество могло вновь отойти князю Ягайло или его наследникам лишь после смерти Витовта.
Любопытно, что усыпальница великого князя огромного государства Ягайло по сей день так и не вскрыта исследователями. В те годы правителей Литвы и герцогов вместе с лошадьми, лучшими одеждами и драгоценностями было принято сжигать на погребальном костре, а прах засыпать землей, то есть курганом. Напоминает скифские обычаи.
Самое необыкновенное то, что Король Ягайло же был мумифицирован и по сей день покоится в саркофаге.
Династия Ягеллонов, действительно, как будто была кем-то проклята. Она продержалась чуть более ста лет. Последний из рода, Сигизмунд II, умер во время чумы, не оставив наследников.
Но и само рождение Ягайло окутано странной тайной. Согласно легендам, полумистический признак хищной росомахи, доселе не водившейся в тех краях, впервые появился в наследном Вавельском замке именно в ночь рождения принца. По этой причине в дальнейшем он получил прозвище «король-росомаха».
Современники уверяли, что дух этого хищного зверя приходил по странной закономерности ко всем потомкам Ягайло. Легенда гласит, что при возвращении росомахи в Вавельский замок в те времена для Польши может наступить время больших изменений.
По хронологии получается, что Ягайло, будучи отроду 20-ти лет устранил своего более старшего и опытного родственника - князя Кейстута.
Борьба за власть. Ничего личного.
по материалам интернет-журнала "Литвин"
Подписаться можно и нужно здесь >>> «Правдоруб истории»
Не менее интересно:
Знаете ли Вы какие фамилии дал род Гедиминовичей для Российской империи
Путь яда и кинжала в Польско-Литовском королевстве и не только в нём