Канал "Молодость в сапогах" публикует объективную информацию. Не наша вина, что приходится заново доказывать известные истины - кто начал Вторую мировую, кто в ней победил и как и т.п., в результате чего в тематике публикаций возник некоторый перекос.
В статьях про помощь союзников по Антигитлеровской коалиции мы также вынуждены были объяснять, что в поставках из Англии и США не было "супероружия", без которого "все бы пропало" и "немцы дошли до Урала", а в комментариях любители компьютерных танчиков и самолетиков яростно клеймили автора ватником и хором кричали, как советские танкисты якобы "мечтали" пересесть на Шерман, а летчики на Аэрокобру. Регулярно "доставалось" в наших публикациях Валентайнам и Матильдам все по той же причине - оказывается очень значительный пласт читателей всерьез верит, что британские танки "спасли Москву" и сотнями выехали на ее защиту в ноябре 1941 года прямо с транспортов северных конвоев (ссылки на статьи активны, там в комментариях таких заявлений десятки).
Ну вот. Будем объективны. Британские танки - далеко не шедевр. Вплоть до "Центуриона", как минимум.
Но было в английском танкостроении кое-что, в чем Великобритания "впереди планеты всей" на тот период находилась однозначно.
Рейд на Дьеп многому научил англичан. В результате возникло уникальное соединение - 79-я дивизия. И не только возникло, но и успешно действовало, правда только отдельными частями и никогда в полном составе. Такова специфика 79-й дивизии - она имела на вооружении разного рода специализированные инженерные и инженерно-штурмовые боевые машины, которые придавались другим бронетанковым частям и соединениям для преодоления водных преград и оборонительных рубежей, в том числе в период высадки в Нормандии. И тут нашли свое место танки Черчилль - пригодилась и толстая броня и специфическая конструкция ходовой части.
Под руководством генерал-майора Хобарта были сформированы в составе дивизии части, которые вооружили специальной инженерной техникой - преимущественно на базе танков "Черчилль" и "Шерман" - огнеметные танки, инженерные машины, амфибии и плавающие танки, бронетранспортеры, бульдозеры, тралы и пр. Первоначально демонстрация боевых возможностей подразделения на полигоне у американских союзников особого восторга не вызвала. Признали удачными только плавающие варианты "Шермана" и "Кромвеля" DD, однако, первые же бои в Нормандии расставили все по своим местам, хотя кличка "смешные штуки Хобарта" так и сохранилась за специализированными машинами дивизии. Дивизия по численности и наличию матчасти существенно превосходила обычные танковые дивизии, была обучена по общей, хорошо продуманной программе и служила своего рода основой-конструктором для создания боевых групп под конкретные задачи. Первоначально соединение состояло из трех бригад трехполкового состава - 1-й танковой, 30-й бронетанковой и 1-й инженерной штурмовой. В сентябре 1944 года добавилась четвертая бригада - 31-я танковая, а в марте 1945 (форсирование Рейна) - 33-я (на амфибиях и плавающих бронетранспортерах).
На вооружении 79-й дивизии имелась следующая техника:
1. ARK - Armoured Ramp Carrier - танк-носитель колейного моста. Такие машины были, например, на вооружении 1-й Королевской инженерной штурмовой бригады (в составе 79-й дивизии). Танки ARK отметились и в Нормандии и в Италии и в последующих боях вплоть до конца войны.
На фото вверху и внизу показан процесс преодоления бетонной стенки набережной и обрыва - один из характерных "трюков" мостового танка, помимо преодоления рвов и канав. Для преодоления последних чаще использовался штурмовой мост SBG, устанавливаемый в передней части танка AVRE (см ниже).
2. AVRE - Armoured Vehicle Royal Engineers, "Шерман Краб" и другие. Широко изветнен вариант модернизации "Черчиллей" III и IV в штурмовой танк, путем замены вооружения в башне на 290-мм миномет Петарда и установки дополнительных приспособлений для преодоления преград, участков слабого грунта, а также монтажа тралов различной конструкции. Применялись также скользящие прицепы (волокуши) Porpois и оборудование для преодоление водных преград. Не менее известна конструкция "Шерман Краб" - танк с цепным тралом, вращение которого вызывало детонацию мин от ударов цепей и одновременно разрезались проволочные заграждения.
Танки AVRE высаживались на британском участке "Голд" в Нормандии и заметно облегчили продвижение войск, уничтожая немецкие огневые точки. При этом процент неудачных выстрелов был тоже не мал - "урны" заклинивало в стволе, а иногда они просто не взрывались.
Наиболее эффективным на песчанных пляжах был плуговой трал "Буллсхорн" (Bullshorn), выкапывавший мины, которые затем обезвреживали саперы.
Активно применяли и англичане и американцы модернизированный вариант танка "Шерман", получивший название "Краб" - см. фото ниже.
Конструкция эта, строго говоря, британская, хотя устанавливалась на американских танках и широко использовалась самими американцами вместо собственного не очень удачного трала Т1Е3.
3. Огнеметный танк "Черчиль Крокодил" (Churchill-Crocodile).
Огнемет устанавливался в отделении управления вместо пулемета, башенное вооружение сохранялось, запас огнесмеси располагался в бронированном прицепе (толщина брони 14 мм). Огнесмесь подавалась по гибкому трубопроводу, проложенном под днищем танка. Такая конструкция имела свои плюсы (большой объем огнесмеси, толстая броня танка-носителя, дающая возможность успешно бороться с вражескими огневыми точками, сохранение основного вооружения в башне) и минусы - уязвимость прицепа, возможность повреждения трубопровода.
Так или иначе, но Крокодилы свою роль сыграли - на Западе их считают едва ли не самыми эффективными огнеметными танками. Все же 80 секундных пусков на дистанцию до 100 метров это серьезно. Впрочем, как и взрыв 1800 с лишним литров огнесмеси в прицепе, в случае попадания вражеского снаряда.
Обычно западные авторы гордо сообщают, что гарнизоны немецких ДОТов бежали сразу же после пристрелочного огнепуска, а то и просто при появлении "Крокодилов". Отметим все же, тут дело не в боевых качествах танка, а в стойкости пехоты. На нашем канале есть отчет 19-й ТД Вермахта периода боев на Курской Дуге, где описана атака на узел обороны советской полковой группы - не помогли ни огнеметные танки, ни приданные "Тигры".
4. Прочие специальные машины (CDL, BARV и др.)
CDL - Canal Defence Light.
Прожекторные танки создавались сначала на базе Матильды II, а затем на базе американского среднего танка М3 Грант (английское название). Сама идея подсветки поля боя в ночное время мощными прожекторами активно разрабатывалась еще с 20-х годов, однако только англичане додумались установить мощный прожектор в бронированную башню, имеющую узкую амбразуру, которая закрывается при необходимости задвижкой.
BARV - Beach Armoured Recovery Vehicle.
Машина создана на базе танка М4А2 и представляет из себя водонепроницаемую БРЭМ, способную действовать на глубине до 2.7 м. Основной задачей этого типа машин была расчистка мелководья от затонувших танков и десантных средств, препятствующих выгрузке следующих волн десанта.
Кроме указанных типов бронированных инженерных машин и танков, на вооружении 79-й дивизии были еще бронированные бульдозеры, различная амфибийная техника и бронетранспортеры на танковом шасси. Имелись в ведомстве генерала Хобарта и "нормальные танки", оборудованные для самостоятельного движения по воде - обозначались они DD - сокращение от Duplex Drive, двойной двигатель. Из названия ясно, что танк с такой системой имел возможность двигаться на плаву (гребной винт). Необходимую плавучесть ему сообщала раскладная конструкция из водонепроницаемого материала, надуваемая сжатым воздухом.
Аналогичные работы велись и в СССР, однако, танки-носители колейных мостов, разного рода "фары боевого света", плавающие танки и прочие аналогичные конструкции либо массово не выпускались, либо сгинули в боях 1941 года. Когда в них возникла острая необходимость, в строю в требуемых количествах их не было.
Англичане же смогли к моменту перехода к наступательным операциям обеспечить свои войска большим количеством специальной техники, разработали методику ее применения, подготовили экипажи и технических специалистов.
В нашей стране упор был сделан на максимальный выпуск танков и САУ в ущерб производству бронетранспортеров и иных специальных бронированных машин. Советские ИШСБР - это, прежде всего, отлично подготовленная и в высшей степени мотивированная пехота, оснащенная необходимыми средствами для штурма вражеских укреплений - автоматическим оружием, огнеметами, стальными нагрудникмаи и т.п.
Как бы там оно ни было, но советские войска взяли Кёнигсберг, Осовец, Модлин и многие другие укрепленные районы, активно применяя собственные приемы ведения боя - артиллерия на прямую наводку, штурмовые группы, средства задымления, тяжелые танки и САУ, массированный огонь реактивных установок и пр. Описание этих операций ныне доступно в архивах любому желающему, пока же на канале вышла первая часть статьи, посвященной штурму осовецкого укрепленного района в 1944 году.