Найти в Дзене
Молодость в сапогах

"Смешные штуки" из 79-й танковой дивизии.

Канал "Молодость в сапогах" публикует объективную информацию. Не наша вина, что приходится заново доказывать известные истины - кто начал Вторую мировую, кто в ней победил и как и т.п., в результате чего в тематике публикаций возник некоторый перекос.

В статьях про помощь союзников по Антигитлеровской коалиции мы также вынуждены были объяснять, что в поставках из Англии и США не было "супероружия", без которого "все бы пропало" и "немцы дошли до Урала", а в комментариях любители компьютерных танчиков и самолетиков яростно клеймили автора ватником и хором кричали, как советские танкисты якобы "мечтали" пересесть на Шерман, а летчики на Аэрокобру. Регулярно "доставалось" в наших публикациях Валентайнам и Матильдам все по той же причине - оказывается очень значительный пласт читателей всерьез верит, что британские танки "спасли Москву" и сотнями выехали на ее защиту в ноябре 1941 года прямо с транспортов северных конвоев (ссылки на статьи активны, там в комментариях таких заявлений десятки).

Ну вот. Будем объективны. Британские танки - далеко не шедевр. Вплоть до "Центуриона", как минимум.

Основной боевой танк "Центурион Мк 1" - результат осмысления английскими конструкторами опыта войны. Принять участие в боях с немцами не успел, хотя первые серийные танки поступили в войска уже в 1945 году.
Основной боевой танк "Центурион Мк 1" - результат осмысления английскими конструкторами опыта войны. Принять участие в боях с немцами не успел, хотя первые серийные танки поступили в войска уже в 1945 году.

Но было в английском танкостроении кое-что, в чем Великобритания "впереди планеты всей" на тот период находилась однозначно.

Рейд на Дьеп многому научил англичан. В результате возникло уникальное соединение - 79-я дивизия. И не только возникло, но и успешно действовало, правда только отдельными частями и никогда в полном составе. Такова специфика 79-й дивизии - она имела на вооружении разного рода специализированные инженерные и инженерно-штурмовые боевые машины, которые придавались другим бронетанковым частям и соединениям для преодоления водных преград и оборонительных рубежей, в том числе в период высадки в Нормандии. И тут нашли свое место танки Черчилль - пригодилась и толстая броня и специфическая конструкция ходовой части.

Эмблема 79-й дивизии.
Эмблема 79-й дивизии.

Под руководством генерал-майора Хобарта были сформированы в составе дивизии части, которые вооружили специальной инженерной техникой - преимущественно на базе танков "Черчилль" и "Шерман" - огнеметные танки, инженерные машины, амфибии и плавающие танки, бронетранспортеры, бульдозеры, тралы и пр. Первоначально демонстрация боевых возможностей подразделения на полигоне у американских союзников особого восторга не вызвала. Признали удачными только плавающие варианты "Шермана" и "Кромвеля" DD, однако, первые же бои в Нормандии расставили все по своим местам, хотя кличка "смешные штуки Хобарта" так и сохранилась за специализированными машинами дивизии. Дивизия по численности и наличию матчасти существенно превосходила обычные танковые дивизии, была обучена по общей, хорошо продуманной программе и служила своего рода основой-конструктором для создания боевых групп под конкретные задачи. Первоначально соединение состояло из трех бригад трехполкового состава - 1-й танковой, 30-й бронетанковой и 1-й инженерной штурмовой. В сентябре 1944 года добавилась четвертая бригада - 31-я танковая, а в марте 1945 (форсирование Рейна) - 33-я (на амфибиях и плавающих бронетранспортерах).

На вооружении 79-й дивизии имелась следующая техника:

1. ARK - Armoured Ramp Carrier - танк-носитель колейного моста. Такие машины были, например, на вооружении 1-й Королевской инженерной штурмовой бригады (в составе 79-й дивизии). Танки ARK отметились и в Нормандии и в Италии и в последующих боях вплоть до конца войны.

Очевидный недостаток ходовой части Черчилля, который часто называют пережитком 1-й Мировой, тут явно в плюс.
Очевидный недостаток ходовой части Черчилля, который часто называют пережитком 1-й Мировой, тут явно в плюс.

На фото вверху и внизу показан процесс преодоления бетонной стенки набережной и обрыва - один из характерных "трюков" мостового танка, помимо преодоления рвов и канав. Для преодоления последних чаще использовался штурмовой мост SBG, устанавливаемый в передней части танка AVRE (см ниже).

Примечательно, что "смешная штука" из 79-й британской дивизии взаимодействует с Шерманом из французского бронетанкового соединения.
Примечательно, что "смешная штука" из 79-й британской дивизии взаимодействует с Шерманом из французского бронетанкового соединения.

2. AVRE - Armoured Vehicle Royal Engineers, "Шерман Краб" и другие. Широко изветнен вариант модернизации "Черчиллей" III и IV в штурмовой танк, путем замены вооружения в башне на 290-мм миномет Петарда и установки дополнительных приспособлений для преодоления преград, участков слабого грунта, а также монтажа тралов различной конструкции. Применялись также скользящие прицепы (волокуши) Porpois и оборудование для преодоление водных преград. Не менее известна конструкция "Шерман Краб" - танк с цепным тралом, вращение которого вызывало детонацию мин от ударов цепей и одновременно разрезались проволочные заграждения.

AVRE со связками жердей. Тренировка на полигоне.
AVRE со связками жердей. Тренировка на полигоне.
AVRE с бобиной - это тканевая основа, усиленная металлическими стержнями, по которой тяжелая техника может продвигаться через песок и прочие слабые грунты. Данная машина имеет приспособления для движения в воде (кожухи сзади).
AVRE с бобиной - это тканевая основа, усиленная металлическими стержнями, по которой тяжелая техника может продвигаться через песок и прочие слабые грунты. Данная машина имеет приспособления для движения в воде (кожухи сзади).
AVRE с бобиной за работой. Полотно могло иметь разную ширину - обычно до 3-х метров.
AVRE с бобиной за работой. Полотно могло иметь разную ширину - обычно до 3-х метров.

На этом фото хорошо видно основное вооружение танков  AVRE - стержневой миномет Петарда калибра 290-мм. См. фото ниже.
На этом фото хорошо видно основное вооружение танков AVRE - стержневой миномет Петарда калибра 290-мм. См. фото ниже.
290-мм миномет крупным планом и его оперенный кумулятивный снаряд, который весил порядка 18 кг. За специфические очертания мину называли "летающей урной". Летала она плохо - дальность стрельбы едва превышала 70 метров, заряжался миномет с дула, т.е. в боевой обстановке был фактически однозарядным. Зато бетонную стену дота такая "урна" пробивала вполне уверенно - до трех метров толщиной.
290-мм миномет крупным планом и его оперенный кумулятивный снаряд, который весил порядка 18 кг. За специфические очертания мину называли "летающей урной". Летала она плохо - дальность стрельбы едва превышала 70 метров, заряжался миномет с дула, т.е. в боевой обстановке был фактически однозарядным. Зато бетонную стену дота такая "урна" пробивала вполне уверенно - до трех метров толщиной.

Танки AVRE высаживались на британском участке "Голд" в Нормандии и заметно облегчили продвижение войск, уничтожая немецкие огневые точки. При этом процент неудачных выстрелов был тоже не мал - "урны" заклинивало в стволе, а иногда они просто не взрывались.

Высадка английских войск в Нормандии (участок Голд-бич) в изображении художника  Davidа Pentlandа. На переднем плане - AVRE, за ними видны Шерманы DD.
Высадка английских войск в Нормандии (участок Голд-бич) в изображении художника Davidа Pentlandа. На переднем плане - AVRE, за ними видны Шерманы DD.

AVRE - мемориал в Нормандии.
AVRE - мемориал в Нормандии.
AVRE с тралом CIRD. Вариантов трала было несколько.
AVRE с тралом CIRD. Вариантов трала было несколько.

Наиболее эффективным на песчанных пляжах был плуговой трал "Буллсхорн" (Bullshorn), выкапывавший мины, которые затем обезвреживали саперы.

Танк "Черчилль" с плуговым тралом в Нормандии. В данном случае это не AVRE, а обычный линейный танк.
Танк "Черчилль" с плуговым тралом в Нормандии. В данном случае это не AVRE, а обычный линейный танк.

Активно применяли и англичане и американцы модернизированный вариант танка "Шерман", получивший название "Краб" - см. фото ниже.

Конструкция эта, строго говоря, британская, хотя устанавливалась на американских танках и широко использовалась самими американцами вместо собственного не очень удачного трала Т1Е3.

"Краб" за работой в районе Антверпена.
"Краб" за работой в районе Антверпена.

3. Огнеметный танк "Черчиль Крокодил" (Churchill-Crocodile).

-15

Огнемет устанавливался в отделении управления вместо пулемета, башенное вооружение сохранялось, запас огнесмеси располагался в бронированном прицепе (толщина брони 14 мм). Огнесмесь подавалась по гибкому трубопроводу, проложенном под днищем танка. Такая конструкция имела свои плюсы (большой объем огнесмеси, толстая броня танка-носителя, дающая возможность успешно бороться с вражескими огневыми точками, сохранение основного вооружения в башне) и минусы - уязвимость прицепа, возможность повреждения трубопровода.

Так или иначе, но Крокодилы свою роль сыграли - на Западе их считают едва ли не самыми эффективными огнеметными танками. Все же 80 секундных пусков на дистанцию до 100 метров это серьезно. Впрочем, как и взрыв 1800 с лишним литров огнесмеси в прицепе, в случае попадания вражеского снаряда.

Обычно западные авторы гордо сообщают, что гарнизоны немецких ДОТов бежали сразу же после пристрелочного огнепуска, а то и просто при появлении "Крокодилов". Отметим все же, тут дело не в боевых качествах танка, а в стойкости пехоты. На нашем канале есть отчет 19-й ТД Вермахта периода боев на Курской Дуге, где описана атака на узел обороны советской полковой группы - не помогли ни огнеметные танки, ни приданные "Тигры".

Лобовая броня "Черчилля VII", на базе которого делали "Крокодилы", принявшие участие в высадке в Нормандии, имела толщину 152 мм.
Лобовая броня "Черчилля VII", на базе которого делали "Крокодилы", принявшие участие в высадке в Нормандии, имела толщину 152 мм.

4. Прочие специальные машины (CDL, BARV и др.)

CDL - Canal Defence Light.

Прожекторные танки создавались сначала на базе Матильды II, а затем на базе американского среднего танка М3 Грант (английское название). Сама идея подсветки поля боя в ночное время мощными прожекторами активно разрабатывалась еще с 20-х годов, однако только англичане додумались установить мощный прожектор в бронированную башню, имеющую узкую амбразуру, которая закрывается при необходимости задвижкой.

CDL - Прожекторный танк на базе Матильды.  Утверждается, что название было дано в целях обеспечения секретности. Однако именно в этом ключе протекало единственное серьезное боевое применение этих машин - они обеспечивали охрану моста через Рейн от немецких диверсантов, их плавсредств и плавающих мин.
CDL - Прожекторный танк на базе Матильды. Утверждается, что название было дано в целях обеспечения секретности. Однако именно в этом ключе протекало единственное серьезное боевое применение этих машин - они обеспечивали охрану моста через Рейн от немецких диверсантов, их плавсредств и плавающих мин.
Прожекторный танк на базе М3. В башне установлен муляж 37-мм пушки, 75-мм орудие в спонсоне сохранено.
Прожекторный танк на базе М3. В башне установлен муляж 37-мм пушки, 75-мм орудие в спонсоне сохранено.

BARV - Beach Armoured Recovery Vehicle.

Машина создана на базе танка М4А2 и представляет из себя водонепроницаемую БРЭМ, способную действовать на глубине до 2.7 м. Основной задачей этого типа машин была расчистка мелководья от затонувших танков и десантных средств, препятствующих выгрузке следующих волн десанта.

BARV. Машина для работы на мелководье, фактически водолазный бронированный транспорт.
BARV. Машина для работы на мелководье, фактически водолазный бронированный транспорт.

Кроме указанных типов бронированных инженерных машин и танков, на вооружении 79-й дивизии были еще бронированные бульдозеры, различная амфибийная техника и бронетранспортеры на танковом шасси. Имелись в ведомстве генерала Хобарта и "нормальные танки", оборудованные для самостоятельного движения по воде - обозначались они DD - сокращение от Duplex Drive, двойной двигатель. Из названия ясно, что танк с такой системой имел возможность двигаться на плаву (гребной винт). Необходимую плавучесть ему сообщала раскладная конструкция из водонепроницаемого материала, надуваемая сжатым воздухом.

Поврежденный Шерман DD.
Поврежденный Шерман DD.

Шерман DD - видны два гребных винта с приводом от гусениц.
Шерман DD - видны два гребных винта с приводом от гусениц.
Бульдозер  на базе танка Центавр. Поступили в дивизию уже после высадки в Нормандии, в конце 1944 года, когда части дивизии находились в Бельгии.
Бульдозер на базе танка Центавр. Поступили в дивизию уже после высадки в Нормандии, в конце 1944 года, когда части дивизии находились в Бельгии.
БТР Kangaroo (Кенгуру). В 79-й дивизии было два полка БТР, один из которых был канадским. Каждый полк мог перевезти батальон пехоты, так что это не мотопехотный полк, а транспортная часть на БТР.
БТР Kangaroo (Кенгуру). В 79-й дивизии было два полка БТР, один из которых был канадским. Каждый полк мог перевезти батальон пехоты, так что это не мотопехотный полк, а транспортная часть на БТР.

Аналогичные работы велись и в СССР, однако, танки-носители колейных мостов, разного рода "фары боевого света", плавающие танки и прочие аналогичные конструкции либо массово не выпускались, либо сгинули в боях 1941 года. Когда в них возникла острая необходимость, в строю в требуемых количествах их не было.

ИТ-28. Советский танк-мостоукладчик.
ИТ-28. Советский танк-мостоукладчик.

Англичане же смогли к моменту перехода к наступательным операциям обеспечить свои войска большим количеством специальной техники, разработали методику ее применения, подготовили экипажи и технических специалистов.

В нашей стране упор был сделан на максимальный выпуск танков и САУ в ущерб производству бронетранспортеров и иных специальных бронированных машин. Советские ИШСБР - это, прежде всего, отлично подготовленная и в высшей степени мотивированная пехота, оснащенная необходимыми средствами для штурма вражеских укреплений - автоматическим оружием, огнеметами, стальными нагрудникмаи и т.п.

Как бы там оно ни было, но советские войска взяли Кёнигсберг, Осовец, Модлин и многие другие укрепленные районы, активно применяя собственные приемы ведения боя - артиллерия на прямую наводку, штурмовые группы, средства задымления, тяжелые танки и САУ, массированный огонь реактивных установок и пр. Описание этих операций ныне доступно в архивах любому желающему, пока же на канале вышла первая часть статьи, посвященной штурму осовецкого укрепленного района в 1944 году.