Найти тему

«Изограф искусный...»

Феофан Грек

…Быстрым взмахом кисти он положил мазок, затем еще один, отошел от стены, некоторое время поглядел на нее и, взяв другую кисть, стал уверенно наносить короткие светлые линии. И на глазах изумленных новгородцев на темном фоне фрески начал появляться суровый лик столпника.
– Смотри, как движки­то кладет! Змейкой! – негромко, чтобы не мешать мастеру, переговаривались новгородцы.
А мастер, повернувшись к ним и хитро прищурившись, вдруг быстро­быстро заговорил, смешивая греческие и русские слова.
– Непонятно ты говоришь. Мудрено, – пожали плечами новгородцы.
Мастер провел рукой по черным с проседью кудрям и уже старательно растягивая слова, произнес:
– Мудрено? А что начало мудрости? Страх Господен!
И непривычным говором, но складно, стал рассказывать новгородцам о грядущем дне гнева Божия.
И опять удивлялись жители Великого Новгорода: уж больно не соответствовал внешний вид этого юркого грека.

«Боярская республика» Господин Великий Новгород в XIV–XV веках переживал политический, экономический и небывалый духовный расцвет. По заказам бояр, богатых ремесленников и купцов возводились новые храмы, аналогов которым не было в архитектуре других государств. В первую очередь – это церкви Феодора Стратилата на Ручью (1361) и Спаса Преображения на Ильине улице (1374).

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Новгород. 1374
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Новгород. 1374

Для росписи последней и был приглашен известный византийский изограф Феофан, прозванный новгородцами Греком. Родившийся в 30-­е годы XIV столетия, получивший блестящее образование, расписавший в разных странах более 40 церквей, «гречин, книги изограф нарочитый и живописец изящный во иконописцех» прибыл в Новгород для совершенствования своего дара.

В палеологовской Византии того времени преобладали черты холодной изысканности, усталости и пресыщенности, что свидетельствовало о грядущем закате великой империи. Яркая, насыщенная жизнь Новгорода, сложившаяся самобытная иконописная школа произвели на византийского мастера сильное впечатление. И, получив заказ от боярина Василия Данииловича Мошкова, Феофан с большой охотой приступил к росписи церкви Спаса Преображения.

В свою очередь, неповторимая живописная манера византийца поразила новгородских изографов: стремительные широкие мазки, уверенно положенные блики, точно очерченный абрис фигур. И цветовая гамма: красно­коричневая, почти монохромная, но все же производящая впечатление многоцветности из­за разнообразия оттенков красных и желтых охр.

Фрески церкви Спаса Преображения – единственная дошедшая до нашего времени монументальная работа мастера. Работа, имеющая документальное подтверждение в Новгородской летописи и являющаяся главным источником для изучения живописной манеры знаменитого византийца. Несмотря на то, что фрески, расчищенные от поздних записей только в ХХ веке, сохранились фрагментарно, по ним можно восстановить общую систему росписи церкви.

Пантократор. Фреска в куполе церкви Спаса Преображения
Пантократор. Фреска в куполе церкви Спаса Преображения

В главном куполе – полуфигурное изображение Христа Пантократора в окружении архангелов и серафимов. В барабане помещены праотцы Адам, Авель, Ной, Сиф, Мельхиседек, Енох и пророки Илия и Иоанн Предтеча. В Троицком приделе, на хорах прекрасно сохранились «Богоматерь Знамение с архангелом Гавриилом», «Поклонение жертве», «Троица», а также изображения святых.

Троица. Фрагмент фрески церкви Спаса Преображения
Троица. Фрагмент фрески церкви Спаса Преображения
Столпники. Фрагмент фрески церкви Спаса Преображения
Столпники. Фрагмент фрески церкви Спаса Преображения
Праотец Авель. Фрагмент фрески церкви Спаса Преображения
Праотец Авель. Фрагмент фрески церкви Спаса Преображения

Новгородские мастера, расписывавшие церковь Феодора Стратилата на Ручью, во многом следовали стилю и методам работы Феофана Грека, возможно даже прошли выучку у Феофана, однако их фрески менее контрастны, в них нет феофановской суровости, и в целом эти росписи несут в себе характерные особенности новгородской школы: многоцветие, лиричность и простоту письма.

И все же именитый византиец оказал на новгородцев несомненное влияние. Об этом свидетельствуют фрески церкви Успенья на Волотовом поле. Яркий, праздничный колорит росписей усиливается по­феофановски экспрессивной манерой письма. Фигуры изображены в стремительном движении, жесты утрированы, детали пейзажа и складки одежды написаны резкими, зигзагообразными линиями. Исследование фресок церкви Успенья на Волотовом поле, проведенное до Великой Отечественной войны, позволило сделать вывод, что росписи выполнены неизвестным новгородским мастером в 80­-х годах XIV века. К сожалению, сам храм с уникальными фресками был уничтожен фашистами в военные годы и в настоящее время изучение этого древнерусского памятника возможно только по детальным копиям и фотодокументам.

Копия утраченной фрески церкви Успенья на Волотовом поле
Копия утраченной фрески церкви Успенья на Волотовом поле

После 1378 года Феофан Грек, по свидетельству современника, монаха Епифания Премудрого, был приглашен в Нижний Новгород, но работы этого периода до нас не дошли.

Следующим этапом деятельности Феофана Грека стала Москва.

Московская иконописная школа начала складываться во второй половине XIV века, когда происходит усиление и укрепление Московского княжества. После победы на Куликовом поле в 1380 году Москва собирает и подчиняет себе княжеские центры средней Руси, и не только в политическом и экономическом отношении. В Москву перемещаются культурные и духовные ценности. В 1395 году из Владимира в Москву торжественно переносят Владимирскую икону Божией Матери. По образцу владимирских создаются белокаменные московские храмы, для росписи которых приглашают изографов из других стран и княжеств.

По приглашению благоверного князя Димитрия Донского в Москву прибыл и Феофан Грек. Заказчики, среди которых был и сподвижник Димитрия Донского на Куликовом поле князь Владимир Андреевич, поручают Феофану росписи церквей, соборов, а также теремов знатных людей.

Вначале Феофан расписал Рождественскую церковь в Кремле, затем Архангельский и Благовещенский соборы. И в эти работы изограф привнес много нового: в Благовещенском соборе и в тереме великого князя он представил панораму Москвы – единственную в древнерусской монументальной живописи. А праздничный ряд иконостаса Благовещенского собора – первая на Руси серия икон, отображающая двунадесятые праздники.

Появление Феофана Грека оказало сильное воздействие на московскую иконописную школу. Окруженный местными мастерами, учениками, он на собственном примере знакомил москвичей с высокопрофессиональной византийской иконописью.

В 1405 году, по свидетельству письменных источников, Феофан Грек, Прохор с Городца и чернец Андрей Рублев приступили к росписи Благовещенского собора. Этот труд – самое значительное в московском периоде деятельности Феофана Грека. Он осуществлял руководство работами, а непосредственно его кисти принадлежит ряд икон деисусного чина иконостаса: «Спас в силах», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча». Высота деисусных икон благовещенского иконостаса достигает 2­х метров, абрис темных фигур на светлом фоне лаконичен и выразителен. Манера письма в этих иконах несколько иная, чем в стенописи: сведена к минимуму экспрессия, меньше динамизма – иконные образы полны величавой торжественности.

Фрагменты икон Богородицы и Иоанна Предтечи из деисусного чина
Фрагменты икон Богородицы и Иоанна Предтечи из деисусного чина

Фрески собора не сохранились, так как сам храм в 1482 году был разобран до основания и на старом фундаменте построили новый трехглавый храм, который впоследствии также перестраивался. До настоящего времени сохранились некоторые иконы праздничного ряда и деисусного чина, которые, как и прежде, занимают свои места в тяблах иконостаса.

Кисти Феофана Грека приписывают икону Божией Матери «Донская», датируемую концом XIV века. Икона двухсторонняя: на обороте – Успение Божией Матери.

Донская икона Божией Матери
Донская икона Божией Матери
Успение. Оборотная сторона Донской иконы
Успение. Оборотная сторона Донской иконы

К началу XV столетия относят известную икону «Преображение», которая если и не была написана самим Феофаном, то явно вышла из­под кисти изографа его круга. В этой иконе во всей полноте проявляется свойственная византийскому мастеру динамика, особенно в фигурах упавших на лица свои (Мф. 17, 6) апостолов.

Преображение Господне
Преображение Господне

В мастерской Феофана писали не только иконы. Большое внимание уделяли и книжной миниатюре, что являлось весьма характерным для эпохи рукописных книг, – многие именитые изографы выполняли иллюстрации и орнаментальные заставки.

Каким же человеком был иконописец Феофан Грек? Что помимо фресок и икон он дал своим современникам?

Уже после кончины Феофана Грека, которая последовала около 1410 года, агиограф иеромонах Троице­Сергиевой лавры Епифаний Премудрый в письме к митрополиту Кириллу Тверскому рассказывает: «Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. В Москве же им расписаны три церкви: Благовещения святой Богородицы, святого Михаила и еще одна. <...> Сколько бы с ним кто ни беседовал – много ли, или мало, – не мог не подивиться его разуму, его притчам и его искусному изложению».

Следующий документ носит название «Послание мудрого Феофана монаху Прохору». Датируемое концом XIV– началом XV века «Послание» историки приписывают Феофану Греку. В этом письменном свидетельстве открываются такие грани личности изографа, как высокая образованность и острый ум.

Глядя на то немногое, что осталось от многолетней и активной деятельности Феофана Грека, можно сделать вывод, что основную суть его живописи составляет идея о непостижимости и «надмирности» Бога. Поэтому единственный путь к воссоединению разорванной связи человека с Богом, по Феофану Греку, – это погружение в безмолвное созерцание собственных грехов, отстранение от окружающего мира и ожидание сурового и бескомпромиссного Судии.

В иконописи Феофана Грека во всей полноте отразилось мироощущение византийцев, которые чувствовали близящийся закат некогда великой империи и неотвратимость ее конца.