В прошлый раз я говорил, что получение троллейбусов, работавших в Москве, бессмысленно с точки зрения омоложения парка. В этой статье посмотрим с другой стороны - как изменятся комфорт и удобство пассажиров.
Принято считать, что современные троллейбусы лучше и практичнее старых во всех отношениях. Их появление на улицах Ижевска сделает наши поездки комфортнее и удобнее, а иногда с подвижным составом связывают изменение пассажиропотока. С этой стороны приобретение изношенных троллейбусов кажется разумным. Но так ли это на самом деле?
В чем-то уступает, а в чем-то превосходит
Вместимость троллейбуса ЗиУ-682 больше - 25 сидячих мест, еще 100 человек могут ехать стоя. У "Мегаполиса" 22+78. У БКМ-321 26+89. У СВАРЗ-МАЗ 6235 25+75. Как видим, троллейбус ЗиУ на четверть превосходит две модели, составляющие основу передаваемых в Ижевск машин.
Это объясняется тем, что пространство салона с высоким полом используется более рационально. Нетрудно заметить, что в ЗиУ нет неиспользуемого пространства, как в низкопольниках.
Еще пассажирам не понравятся тонкие и жесткие сиденья, не сравнимые со старыми мягкими диванами. Да и ступеньки никуда не делись - от дверей они переместились к сиденьям.
Все когда-либо услышанные и прочитанные негативные отзывы пассажиров о троллейбусе Тролза-5265 и автобусе МАЗ-103 можно обобщить:
Заходить в троллейбус (автобус) стало легче, но пока рассмотришь сиденья и доберешься до них, можно упасть – троллейбус (автобус) уже начал разгоняться. На кресла, которые стоят между средней и задней дверьми, трудно залезть, проще постоять и подождать, когда освободится другое, более удобное место в передней части. До поручней и форточек человеку среднего роста сложно дотянуться. Задней накопительной площадки фактически нет. В старых троллейбусах сиденья мягкие, подходят для людей разной комплекции, на них удобно садиться, кроме тех, что на колесах.
В "Мегаполисе" крайне паршивая ходовая, очень жесткая, каждую трещину на дороге чувствует и поэтому в машине все гремит и дребезжит. Сейчас у 8-летних московских мегаполисов как правило "прыгают" передние надколесные купола. Это очень заметно в Москве, а в Ижевске дороги хуже, так что не обрадуемся.
ЗиУ лишен этих недостатков, но имеет другие – ступеньки непреодолимы для колясочников и снижают скорость посадки-высадки, фактически только две двери, сиденья неудобны для людей высокого роста, постоянный шум от работающего мотор-вентилятора.
Какой троллейбус удобнее и комфортнее – вопрос очень субъективный. Для людей, использующих инвалидные или детские коляски, это целый виток цивилизации. Но мнения остальных пассажиров разделятся. Кто-то воспримет замену троллейбусов как улучшение, кто-то наоборот. Если, конечно, заметят изменения.
Их слишком мало
Из 197 ижевских троллейбусов 27 (25 московских и 2 ижевских) низкопольника составляют всего 14% парка. Этого еле хватит даже для одного маршрута - на 9 и 10 выпуск 25-29 машин в час пик. Непонятно как они помогут колясочникам - прежде чем сесть в троллейбус, пропускать несколько ЗиУ - так себе занятие. Для остальных пассажиров изменения ничтожно малы.
Проблема гораздо шире, чем мы думаем
Бесполезность замены троллейбусов объясняется еще одной, более серьезной проблемой - вопрос комфорта и удобства пассажиров выходит далеко за пределы салона троллейбуса. Успех транспортной системы определяется сразу несколькими факторами, на фоне которых подвижной состав - не более чем декорация.
Кратко опишу несколько проблем, без решения которых не сделать поездки удобнее и комфортнее.
- Отсутствие выделенных полос
Когда ОТ стоит в пробке, несоблюдение графика движения - это лишь полбеды. Главное - люди стремятся сбежать из троллейбуса при первой возможности, потому что пробку комфортнее переждать в своей машине. Независимо от того, какие работают троллейбусы. А если будет выделенка, то в ОТ пересядут автомобилисты, которые в первую очередь ценят свое время.
- Устаревшие спецчасти контактной сети
Конкуренцию с автобусами и маршрутками проиграет любой троллейбус: пересечения проводов контактной сети и кривые можно проезжать со скоростью не более 20 км/ч, а сходные и автоматические стрелки и вовсе 5 км/ч. Во всем мире эту проблему решили - используют скоростные спецчасти, которые можно проезжать со скоростью до 60 км/ч. С ними даже старый ЗиУ станет быстрее автобусов и маршруток.
- Как дойти до остановки?
Маломобильные граждане, на которых рассчитан низкопольный транспорт, на пути от двери дома до остановки троллейбуса сталкиваются с множеством препятствий, начиная с разбитых тротуаров и заканчивая отсутствием павильонов и нормальных посадочных платформ на остановках. Появление московских подарков не более чем имитация доступной среды.
Так стоит ли брать московский подарок?
Техническое состояние московских троллейбусов хуже, чем ижевских. Чтобы привести их в должное состояние и исправить накопившиеся дефекты, придется потратить больше ресурсов, чем на сохранение недавно прошедших углубленный ремонт ЗиУ. Вероятно, ИжГЭТ сможет изыскать эти ресурсы и восстановить 25 из 50 московских троллейбусов. Но в этом нет смысла. Московские Тролзы и СВАРЗы не сделают наши поездки удобнее и комфортнее, и транспорт не станет привлекательнее для новых пассажиров. В этом деле эффективны, к примеру, модернизация КС и выделенные полосы, а не подержанные низкопольные машины.
Как вы считаете, ижевские троллейбусы хорошие и удобные или надо что-то менять? Пишите в комментариях!
Часть 1 - Ижевску не нужны списанные в Москве троллейбусы. Что с ними не так?
ТАКЖЕ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ:
Одна из самых лучших систем общественного транспорта России, почти без вложений. Кто-то может с этим конкурировать?
Чешские трамваи - фишка Ижевска. История создания и развития комфортной трамвайной системы
В ПОДДЕРЖКУ ГОРОДСКИХ и ТРАНСПОРТНЫХ ТЕМ