Найти тему
Л.Л.

Альтернативная история: Редкая икона открывает некоторые тайны Куликовской битвы

По поводу Куликовской битвы спор историками ведется довольно давно. Но вот, что действительно приводит в замешательство ученых мужей, так это редкая икона "Сергий Радонежский . Житийная икона", XVII века. На ней изображена Куликовская битва.

Всем, кто изучал историю в школе известно, что в "мамаевом побоище"сошлись в смертельной схватке войска Дмитрия Донского и Мамая. Однако, нарисованное на иконе изображение сражения на Куликовом поле раскрывает нам некоторые тайны и доказывает, что скорее всего было совсем не так. Ну или не совсем так.

Икону считают шедевром не только ярославской живописи, но и всего русского искусства XVII века. Нарисовал ее неизвестный художник. Он по сути создал единственную по сложности и количеству фигур композицию в русской иконописи с поясняющими надписями.

Слева русские войска Дмитрия Донского, справа Мамая.
Слева русские войска Дмитрия Донского, справа Мамая.

Икону смогли "раскрыть" только в 1959 году и посмотреть, что же изобразил на ней иконописец.

Что значит "раскрытие" иконы?

Иконы покрывались олифой и со временем они темнели. Примерно через сто лет покрытие становилось черным, обычно поверх потемневшего изображения писали что-то новое, и не всегда совпадающее с предыдущем. В XX столетии реставраторы научились снимать верхние слои при помощи химических средств, и таким образом "раскрывать" икону. В 1959 году удалось раскрыть изначальное изображение.

Что же необычного в этой иконе?

Во-первых, вооружение и изображение лиц татар точно такие же, как у русских. Получается, что и то, и другое войско и вооружены, и выглядят одинаково. И ко всему прочему оба войска идут под одинаковым флагом.

Если в смертельной битве сошлись православные войны Дмитрия Донского и татары Мамая, то и знамена должны быть с различной символикой. Но на иконе изображен и с той, и с другой стороны образ Нерукотворного Спаса - старое русское военное знамя.

-3

А это означает одно, что на Куликовом поле сошлись в яростной гражданской войне русские войска Дмитрия Донского и русские войска темника Мамая, то есть тысяцкого Ивана Вельяминова.

К такому выводу пришли Глеб Носовский и Анатолий Фоменко. Насколько они правы, возможно, мы так и не узнаем. Но факт довольно интересный и заставляет задуматься. Кстати, икону можно посмотреть в музее города Ярославля.