Автор: Алексей, телеграм-канал 🇸🇮Словения: жизнь, бизнес, путешествия.
Первую часть статьи (пункты 1-9) читайте здесь.
Вторую часть (пункты 10-18) — здесь.
19. Высокая стоимость жизни
Вот тут не соглашусь. Да, Словения солидно дороже стран восточной Европы: Польши, Чехии, Словакии, Венгрии и других. Но что касается продуктов — они все равно в среднем обходятся приблизительно в ту же сумму, что и в Украине (в упомянутых выше странах ЕС продукты из маркетов, как по мне, в среднем дешевле).
На самом деле здесь дорогие услуги. Однако львиная доля услуг — разовые или периодические. Например, поменять резину с зимней на летней и наоборот стоит около 25 евро, что приблизительно в 4 раза дороже, чем у официалов в Киеве. Но всего 2 раза в год.
Подстричься — от 10 до тех же 25 евро (я стригся за 11, и с первого раза получилось лучше, чем стриг мой постоянный парикмахер на родине). Для меня это 5–6 раз в год. Дорогая ежемесячная услуга — разве что интернет, но о нем я писал отдельный пост.
На родине у нас осталась кое-какая недвижимость, и сдача ее в аренду практически окупает аренду апартаментов в Словении (правда без учетов коммуналки).
Единственное, на что уходит действительно намного больше денег — это, пожалуй путешествия. Мы просто реально много ездим как по стране, так и в ближайшие заграницы.
За 3 месяца — почти 5000 километров, не считая поездки во Францию (это еще около 2000 км), а также переезда из Киева (1700 км)
Кстати, топливо здесь на 25-30% дороже, чем в Украине, но расход — на те же 25–30% меньше.
Причин несколько: я убежден, что качество самого топлива здесь выше + манера езды (в Киеве я вожу очень агрессивно и быстро, здесь — очень расслабленно, и не возникает даже мысли нарушить правила) + отсутствие пробок.
Однако об этом подробнее мы поговорим в будущем. Публикация на тему “Автомобильная Словения” напрашивается давно, и недавно один из читателей, который уже собирается переезжать сюда, предложил сделать пост конкретно на эту тему. Понимаю, что это важно. Сделаю. И постараюсь так сильно не затягивать.
20. В Словении много клещей
Да, есть такая фигня. Как известно, самые серьезные последствия несут в себе клещевой энцефалит и боррелиоз (болезнь лайма).
От энцефалита здесь очень распространено вакцинирование, и мы планируем его пройти. Откровенно говоря, эта тема нас беспокоила и дома, и в горных путешествиях. Но здесь прививки от энцефалита — норма. И нас это радует.
Боррелиоз не так опасен, и вероятность серьезных последствий высока только в том случае, если об укусе клеща не знаешь и если нет визуальных признаков. Но у нас здесь не медицинский блог.
Факт в том, что клещей действительно много, но если не “забивать” на эту проблему — способов избегать серьезных последствий хватает.
21. Погодные явления: туманы и дожди, в т.ч. ледяные
Любляна считается самой дождливой столицей Европы. Судя по данным из Википедии, в год в Любляне выпадает в 2 раза больше осадков, чем в Киеве. Но по этой осени я бы не сказал, что эта статистика правдива.
Осенью бывало по 3–4 дождливых дня подряд, как это бывает и в Киеве, и в любом другом относительно сухом городе. Но пока что я не вижу абсолютно ничего аномального. Вот реально, даже такое впечатление, что в Киеве дожди осенью идут намного чаще. Как говорится, раз на раз не приходится.
Чего не скажешь о туманах. Осенью они сопровождают практически каждое утро. Иногда сквозь туман пробивается свет Солнца, и это очень красиво. Но факт остается фактом: Любляна действительно туманная. Однако уже в получасе езды гораздо больше солнечного света и меньше туманов. Никто не мешает жить там.
Ледяных дождей мы пока не видели, но говорят, что 1–2 раза в год могут случаться. В 2014 году по всей Словении была просто катастрофа — погибло огромное количество деревьев, и даже целые леса. У людей портилось имущество, произошло очень много инфраструктурных повреждений…
Однако в целом последствия достаточно быстро устранили. Но давайте будем честными друг с другом: в Украине или России ледяные дожди тоже случаются. Возможно, реже, но и 1–2 раза в год — это не так критично.
22. Повышенная вероятность землетрясений
С одной стороны, Любляна несколько раз разрушалась в результате землетрясений. С другой — это было достаточно давно. Катастрофы не были колоссальными, а разрушения скорее связаны с качеством строительства в те годы.
Чисто теоретически в Киеве возможны практически те же амплитуды колебаний, которые разрушали Любляну много лет назад. Более того, два раза в своей жизни я даже ощущал эти колебания на верхних этажах 9-этажек на родине.
В любом случае, действительно мощные землетрясения, которые могут случиться в Словении — с высокой долей вероятности будут иметь эпицентры в Италии. В конце концов, более 80% населения планеты живут в местах, в которых возможны разрушительные землетрясения.
23. Плохая уборка снега на дорогах
Наш личный опыт полностью перечеркивает это утверждение. В этом году снегопадов еще не было, но то что мы видели еще туристами в середине декабря прошлого года — это нечто! В 6–7 утра субботы окраины города и автобан были вычищены идеально!
Давайте также не забывать и о том, что мы по большей части сравниваем. Если сравнивать Словению с Украиной или Россией — говорить о том, что здесь плохо чистят дороги — грешновато :)
24. Очень много “Югославии” в жилом фонде
Вообще тема жилья поднималась в самом начале статьи, но Югославия-стайл идет особняком :) В Любляне осталось достаточно много зданий в стиле советской архитектуры, и как правило — меня это сильно удручает. Не люблю я “совок”, хоть убей.
Но в словенской столице многие такие здания действительно выглядят довольно мило и неплохо вписываются в облик города.
25. Автобусы не ходят “как часы”
Одна из основных жалоб моей жены :) Она ездит на курсы словенского языка в районе 8 часов утра, когда час-пик в Любляне уже закончился, и частота хождения общественного транспорта не очень высокая.
Периодически автобусы могут опаздывать. Зачастую — на несколько минут, но бывало, что и до 15 минут доходило. Кроме того, было несколько случаев, когда приходили на пару минут раньше. Ничего критичного, но зимой может быть неприятно.
26. Проблемы с ж/д-сообщением даже между крупными городами
А это жалоба уже от самих словенцев. Говорят, ремонты железнодорожного полотна на некоторых участках делают уже чуть ли не по 10 лет, из-за чего добираться на поезде даже из Марибора (второго по величине города) в Любляну можно в 2–3 раза дольше, чем на авто.
27. В Словении нет Икеи и Старбакса
Ужас! Нет, ну правда, как же без них? А на самом деле — легко. В пределах 2 часов езды от Любляны есть 4 Икеи: в австрийских Граце и Клагенфурте, хорватском Загребе, а также итальянской Гориции.
Кроме того, в 2019 году обещают достроить многострадальную Икею и в словенской столице (апдейт: уже в 2020-м). Но честно говоря — и без этой сети есть отличные варианты, очень смахивающие на законодателя мебельной моды: Lesnina XXXL (она же — XXXLutz) и Mömax, как по мне, ничем не хуже.
Что касается Старбакса — сперва я не понимал, как так получилось, но потом понял: он здесь реально не нужен. Я уже не раз писал, что в восторге от здешнего кофе. Как минимум, в Любляне, кофе очень вкусный везде.
Мы слышали о том, что бывают исключения, но пока не наталкивались лично. Ну и цены практически в любом кафе на то, что здесь называют “bela kava” — 1.2–2.2 евро. Вряд ли Старбакс составил бы особую конкуренцию среди местного населения.
Все о жизни в Словении и путешествиях по этой красивейшей стране читайте на моем авторском канале:
➤ 🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия
➤ 📸 Мой Инстаграм с фото и видео из Словении