Последние три-четыре года каждый новый роман Татьяны Устиновой вызывает неоднозначную оценку, все чаще звучат обвинения в том, что автор "исписалась", "занялась бизнесом от литературы ". Я вовсе не собираюсь что-то доказывать, размахивая знаменами. Я убеждена, что одинаково хорошо не творил ни один писатель, и у классиков есть сильные вещи, а есть откровенно слабые. А со времен публикации "Руслана и Людмилы", когда Пушкин получил свой первый гонорар (и первый гонорар в русской литературе вообще) прошло ровно 200 лет, писательство стало профессией, которая должна не только "сеять разумное, доброе, вечное", но и кормить.
Собственно, литература - это ведь не только классика, это еще и вид искусства, который должен РАЗВЛЕКАТЬ. Тем более, Устинова пишет детективы, а жанр этот как раз развлекательный. (Попробуйте "Преступление и наказание" назвать детективом). Мне кажется, всем недоброжелателям стоит задуматься над диалогом героев "Звезды и лисы":
"- Лев Толстой считал, что говорить нужно... осмысленно.
Лиса подумала немного.
-Если говорить все время осмысленно, тогда придётся молчать. И ждать, когда в голову придет мысль!.. А если вообще никогда не придет, так всю жизнь и молчать?"
Не буду спорить, что "Подруга особого назначения", "Мой личный враг", "Персональный ангел" и "Хроники гнусных времен" лучше много другого вообще в нашей современной литературе. Однако и у зрелой Устиновой есть достоинства. Например, в ранней прозе не было таких глубоких мыслей, подобных той, что можно прочитать в "Селфи с судьбой":
"Интернет, Интернет изменил всё!.. Стив Джобс, в изобилии снабдивший планету гаджетами, умудрился сделать то, что оказалось не под силу Сталину, Гитлеру и всем камбоджийским людоедам чохом, – удалил из реальной жизни значительную часть населения планеты. И для этого не понадобилось проливать кровь!.. Всего-то – в изобилии снабдить детей весёлыми, постоянно меняющимися картинками".
В последних романах перед нами проходят провинциальные и не очень города России. Города, в которых так хочется побывать: Переславль, Нижний Новгород, Ярославль.
Чувствуется любовь к улочкам и музеям, памятникам и театрам. Переданы доброжелательность и настороженность людей, живущих не по московским законам.
В 2020 вышли две книги "Серьга Артемиды" и "Пояс Ориона". Одни герои (уже не первый раз романы переплетаются сюжетно): семья, "разросшаяся до неприличный размеров": "жена-сценаристка, тёща - королева-мать, тесть-генерал, дочь-студентка и племянник-африканист", ну и сам герой - известный продюсер. Вокруг них и разворачивается то убийство молодой актрисы (1 часть), то "убийство без тела" жены друга.
Я не поклонница детективного жанра, мало в нем разбираюсь, поэтому люблю романы Устиновой (в том числе последние), в них больше жизни и радости от этой жизни, чем перестрелок, арестов и всего сопутствующего жанру.
Зато есть верность семейным традициям (так мало сейчас произведений, где ценится именно СЕМЬЯ). Поэтому воспоминания о детстве всегда поддерживают героев:
"Здесь пахло так, как всегда пахло в детстве, когда его привозили в этот дом, и он знал, что впереди праздник, пир! Пахло тестом, ванилью, мясом, свежим огурцом и еще чем-то прекрасным, принадлежавшим будущему веселью. Пахло радостью жизни, родителями, свободой, всеми праздниками на свете, символом которых был "Наполеон" в тридцать слоев!"
И, конечно, все герои Устиновой наделены даром дружить. А способность эта встречается все реже и реже.
Так хорошо просто читать - и любоваться лужами, ведь весенние отличаются от осенних:
"Особенно майские. Смотри!
Настя, как дура, уставилась в лужу.
– Осенняя всегда темная, дна не видно, и в ней желтый лист плавает или жухлая трава. А весенняя прозрачная, не стоячая, вода ручейком уходит, и березовые почки нанесло, должно быть, ветер был сильный".
Читать - и глотать слюнки: "Сарделька брызнула соком, обожгла небо, и это было такое наслаждение!.. Ах, какое это было наслаждение – откусывать от сардельки большие куски, торопливо жевать, обжигаться, утирать рот дохлой салфеточкой, запивать пепси-колой, вздыхать от счастья и предвкушать еще бутерброд, кофе и пирожное «картошка» – два!"
Читать - и познавать самые простые истины:
"Если ты в чём-то сомневаешься, или не уверена, или опасаешься, у тебя есть только один выход – поговорить. Не нужно ничего выдумывать за другого человека, не нужно никаких сложных построений на пустом месте. Если хочешь получить ответ – задай вопрос".
Читать - и наслаждаться настоящим правильным РУССКИМ ЯЗЫКОМ (без всякой нецензурщины, еще и написанной с ошибками):
"Человек умирает от скуки на работе, и если он еще будет умирать от скуки вне работы, вскоре трудиться станет некому. Для того чтобы рабы не вымерли совсем, повелители придумали кино, которое вам так нравится! Много красивых и уродливых людей, уродство отлично развлекает, пейзажи, приключения. Лошади скачут. Иные миры угрожают нашему миру. Наш мир угрожает большой любви. Можно много интересного придумать и показать красиво!..
– Повелители? – переспросила Настя, нахмурившись.
– Ну, конечно, – безмятежно отозвалась бабка. – Те, кто повелевает вами и правит миром. Они говорят вам, как любить, куда смотреть, во что одеваться и что есть. Вы же не можете себе позволить жить! Вы можете только смотреть придуманную жизнь. В кино или в Инстаграме, там тоже все придумано, ни слова правды. А вам нравится, разумеется, потому что это… весело".
Устинову обвиняют, что она рисует какую-то не настоящую жизнь - идеальную, сказочную. Может быть. Но ведь писательница и не претендует на звание КЛАССИКА ( впрочем, давайте вспомним Диккенса, у которого априори во всех книгах happy end, даже если по сюжету он не очень подходит). А если хочется почитать "для души", провести время приятно, ни о чем не думая, помечтать, отдохнуть, то лучше книг Устиновой не придумаешь.
О последних романах можно так и сказать - уютные книги, чтобы провести уютный вечер.