Ещё будучи профессиональным спортсменом испытал это явление на себе, сейчас, в тренерской практике, нередко сталкивался с такой проблемой. Вроде бы человек добросовестно тренируется, но не растут результаты и всё тут! Это и называется "скоростной барьер".
Что же происходит? Стабилизация скоростных параметров движений. В мозгу спортсмена создаётся двигательный стереотип, или нервные процессы работают по системе, уже привычной для них.
Так случается, когда методы работы на тренировке не меняются, они одни и те же. Тренировки проводятся в тех же условиях, что и обычно; используются одни и те же средства на тренировке, что и всегда. Организм привыкает, адаптируется, отсюда и возникает остановка результатов - "скоростной барьер".
Психологически для спортсменов это непростое испытание и здесь важна помощь тренера. Психология должна быть чемпионской и тренер излучает уверенность, что эта проблема временная и вместе её преодолеем. Вера в учеников тех окрыляет, и они её чувствуют, впрочем, как и наоборот.
Но не буду писать о грустном, хотя видел, как многие талантливые люди закончили со спортом, потеряв веру в себя. Писать буду о выходе из проблемы, потому что и эту картину много раз наблюдал, как сильные личности преодолевали кризис.
Один из способов сломать "скоростной барьер"- на некоторое время прекратить занятия избранным видом спорта и переключиться на другой, с помощью которого можно повысить скоростные способности. На сколько? Зависит от решения тренера.
Другой способ: создать условия, в которых спортсмен превысил бы свою максимальную скорость. Например, бег с горы. Наши мышцы обладают памятью и навсегда "запомнят", с какой скоростью они бежали.
Чтобы до конца понимать с чем мы имеем дело, я предлагаю "вскрыть" понятие "быстрота", как хирург пациента, и увидеть из каких частей оно состоит.
На самом деле у быстроты множество форм проявления движений, которые имеют свою особую специфику. Поэтому правильней спрашивать, не какая у человека быстрота, а какие у него скоростные способности?
На примере легкоатлетов: человек обладает прекрасной стартовой скоростью, но медленно бежит по дистанции, или, наоборот, долго выходил со старта, и набирал скорость уже по ходу. Всё в целом вроде бы одно целое, но в отдельности скорость получается разная. И тренируется каждый фрагмент общего движения по отдельности.
Скоростные способности различают простые и сложные.
Простые - тип сигнала известен заранее, все движения также известны заранее (например, выход со старта);
Сложные - ответ на внезапную смену ситуации, тип сигнала неизвестен, движение, которое следует применить заранее также неизвестно (например, в спортивных играх)
Простые:
1) скорость двигательной реакции;
2) скорость одиночного движения;
3) частота движений.
Сложные:
1) реакция на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.);
2) реакция "выбора" (из нескольких возможных действий мгновенно требуется выбрать одно, необходимое для данной ситуации).
Все формы скоростных способностей тренируемы, как вместе, так и в отдельности. Вам понадобятся упражнения, выполняемые с предельной или около предельной скоростью.
Рекомендуемые упражнения для простых форм скоростных способностей:
1) max бег (бег на короткие дистанции);
2) упражнения на реакцию (старт по звуковому сигналу, старты из различных положений);
3) max бег на месте (скорость выполнения отдельных движений, например, бег с высоким подниманием одного бедра за определенное время);
4) бег с max частотой (например, бег с горы);
5) выход со старта (улучшение именно стартовой скорости);
6) бег на улучшение скоростной выносливости (например, упражнение "10 деревьев", см. в моих прошлых публикациях);
7) быстрота нескольких действий (например, бег с ведением мяча);
8) упражнения сопряженного воздействия (скорость и сила, скорость и координация и т.п.);
9) совершенствование двигательных действий (специальные беговые упражнения с переходом в ускорение);
10) подвижные и спортивные игры (возникает множество ситуаций, требующих скорости).
Рекомендуемые упражнения для сложных форм скоростных способностей:
1) увеличивать скорость движения объекта (мяча, шайбы и т.п.);
2) сокращать дистанцию между объектом и занимающимся;
3) уменьшать размер движущегося объекта;
4) иметь запас тактических действий (от них зависит реакция "выбора");
5) совершенствовать технические приёмы.
6) подвижные и спортивные игры.
Эффективным методом совершенствования скоростных способностей является изменение условий тренировки.
Желаю вам с помощью этих упражнений решить успешно проблему "скоростного барьера".
"К физкультуре на Вы и с уважением" 🏃♂️