Криминал и нравственность на иллюстрациях Джеймса Миза
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Дорогие друзья, мы давненько не обращались к проблеме иллюстративного палпа, то есть рисунков и графических работ, которые создавались для криминальных журналов и повестей «в мягких обложках». Напомним, что некогда этот пласт популярной западной культуры оказал огромное воздействие на кинематограф, так как фактически предлагал готовые «образные» решения, которые зачастую использовались в нуаре (то есть мрачных криминальных драмах)
Сегодня у нас в гостях не самый известный широкой публике художник, однако автор многочисленных интересных работ - Джеймс Альфред Миз. Его можно уверенно именовать ровесником нуара, так как он родился, когда криминальный жанр только-только обретал свои очертания, а ушел из жизни, когда нео-нуар вступил в свои «полноправные права». Даже в датах жизни Джеймса Миза есть некоторая графическая симметричность – 1917-1971
Перечислять романы и криминальные повести, к которым художник делал обложки и иллюстрации, наверное, не имеет смысла. Тем более, что названия палповых произведений во многом были стандартны, нечто в стиле «Смерть улыбалась из соседней подворотни».
Куда более интересным нам кажется исследование сюжетов, запечатленных на его графических работах. В глаза бросается ярко выраженная дидактичность его рисунков. И если оставить в стороне вполне стандартную для нуара ситуацию: девушка кричит, а два мужчины сошлись в нешуточном поединке – то можно обратить внимание на два аспекта творчества Джеймса Альфреда Миза.
Во-первых, это сугубо нравственное исследование, касаемое того, что именуется «стыд». По большому счету, многие дисциплины утверждают, что проявление «стыда», равно как «совести» в целом можно полагать одним из нравственных доказательств существования Бога. В данном случае мы можем наблюдать своего рода печальное прозрение, или если угодно «нравственное похмелье», связанное с некогда совершенными поступками
«Территорию нуара» нельзя назвать местом, где «мораль» является «правящим принципом». Именно по этой причине в нуаре сложно провести грань между светом и тьмой, добром и злом. Есть лишь устремление в какую-то из сторон. Порыв, свершаемый в сторону тьмы, может невольно вызвать непреднамеренные всполохи света в душе. Даже в самых мрачных закоулках мегаполиса есть место для надежды. Ибо здесь самым губительным грехом является именно «уныние». Стоит только опустить руки, «как жизнь твоя не будет стоить ломаного гроша».
Второй темой становится проблема криминальной молодежи. О важности её говорит хотя бы тот факт, что некоторые работы в основной своей композиции повторяют друг друга. «Гормональный бунт», приправленный желанием восстать против «старых устоев», нередко приводит к весьма плачевным последствиям. Печально знаменитая «семья Чарльза Мэнсона» тоже взялась не на пустом месте.
В то же самое время образы Альфреда Миза в этой части оказались настолько убедительными, что позже они были использованы теми, против кого он собственно «агитировал карандашным штрихом». Достаточно вспомнить фильм «Плакса» (1990), который был создан главным «сокрушителем» нравственных основ в кинематографе, одиозным режиссером Джоном Уотерсом
Впрочем, сам фильм (равно как и большая часть творчества Уотреса) получился в большей степени «потешным». Если не знать, что он «снимался» как нечто серьезное, то может показаться, что это своего рода пародия на байкерские и рокабильные ленты. Ан нет, не пародия!!! Так у Уотреса выглядит серьезный взгляд на вещи. А потому самое ценное в нём, это «фигуры», которые отсылают нас к палповым иллюстрациям классического периода
На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако в самом ближайшем будущем мы непременно продолжим путешествие по недрам палпа, а потому возвращайтесь на наш канал – подписывайтесь, ставьте лайки (мы будем вам очень признательны)
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»