В девятнадцатом веке Британская империя достигла пика своего могущества. Потенциал континентальных держав -России и Франции по очереди подрывался взаимными коалиционными войнами и созданием под боком враждебных центров силы. На море первенство английского флота после Трафальгара было неоспоримо. Империя, над которой никогда не заходило солнце, в которую непрерывным потоком текли богатства всего мира, в том числе Китая и Индии, в викторианскую эпоху была богата как никогда.
Тем не менее, международное массовое помешательство 80-х годов на тему как бы построить линейный корабль, который был бы почти как настоящий, но в два раза дешевле, не обошло и английских лордов.
Пришедший на пост главного кораблестроителя британского флота Уильям Уайт создал уже стандарт английского броненосца - "Ройал Соверен", восемь броненосцев этого типа составили основу имперской мощи и предмет зависти и подражания для остальных морских держав. Уайт видел перспективу простой и прямой как ствол пушки Армстронга- строить большие серии броненосцев по удачному образцу, внедряя появляющиеся новинки технического прогресса.
Однако уже в Акте о морской обороне 1887 года помимо классических эскадренных броненосцев (1-го класса), была предусмотрена постройка еще двух броненосцев уменьшенного до 10 тысяч тонн водоизмещения, броненосцев 2-го класса. Они должны были служить в качестве флагманов Китайской и Тихоокеанской станций.
Флоту нужны были корабли такого класса для операций в дальневосточных водах. Собственный опыт двух опиумных войн и опыт недавней франко-китайской войны показал, что для эффективных действий на китайском побережье нужны корабли с уменьшенной осадкой, что позволяло бы входить в устья больших китайских рек и контролировать побережья рек так же как морское.
Вторым пунктом от этих кораблей требовалась борьба с русскими ( в основном) истребителями торговли, крейсерами, которые в этот период активно обживали тихоокеанский регион, нависая над британскими торговыми коммуникациями. Соответственно, акцент в техзадании ставился помимо осадки(7,9 метра) на скорости, позволяющей настичь рейдера и дальности плавания. Вооружение и бронирование должны были соответствовать этим задачам. Встреча с "одноклассниками" на этом ТВД считалась невозможной.
В-третьих, серьезным аргументом была пресловутая экономия. "Недоброненосцы" с 10 тысячами тонн водоизмещения стоили на 30 % меньше "соверенов".
Уайт был против подобной концепции, считая, что большое количество стандартных первоклассных броненосцев лучше обеспечит британскую гегемонию. А броненосцы 2-го класса будут заведомо слабее потенциальных противников.
Требования Адмиралтейства предусматривали при 10-тысячетонном водоизмещении превосходство в бою над любым кораблем иностранной державы, который мог встретиться в дальневосточных водах. В то время там появились русские броненосные и бронепалубные крейсера. Скорость, для того чтобы их догнать, требовалась от 16,5 узлов до 18 узлов, а дальность- порядка 5000-6000 миль. 254 мм орудия считались достаточными против 203 мм пушек русских рейдеров. Осадка же 7,9 метров обеспечивала легкий проход Суэцким каналом и заходы в устья китайских рек.
Непосредственно проект разрабатывали Э. Битон и Дж. Нарбет. Получилась уменьшенная копия "Ройал Соверена". При 10500 тонн водоизмещения экономия была достигнута за счет перехода на 254 мм орудия главного калибра и использования более тонкой брони. На второй серии своих броненосцев Уайт устранил основной недостаток "соверенов"-отсутствие защиты орудийных барбетов и расчетов пушек.
Барбеты получили бронированный колпак сверху. Эволюция этой конструкции привела к созданию башен современного тип.
По поводу бронирования бортов Уайт предлагал отход от цитадельной схемы в сторону увеличения площади бронирования при уменьшении толщины броневых плит. Это было бы более прогрессивным решением, учитывая развитие скорострельной артиллерии. Также предлагалась выпуклая и более толстая броневая палуба. Но Адмиралтейство такую схему не одобрило.
В конце 1889 года были согласованы основные детали проекта и 28 апреля 1890 года комплекты чертежей были переданы Королевским верфям.
Корабли получили традиционные в Королевском флоте имена-“Центурион” и “Барфлер”, в честь древнеримской офицерской должности и в честь победы над французским флотом в конце 17-го века.
“Центурион” в британском флоте стал шестым кораблем этого имени. Первый 22-пушечный “Центурион был построен в 1624 году, второй 48-орудийный в 1650 году, третий 50-пушечный в 1732 году, в 1812 году в строй вступил четвертый 74-пушечный и в 1844 году пятый 80-пушечный одноименный линейный корабль
“Барфлер” оказался в Королевском флоте вторым или третьим. Первый , 90- пушечный корабль, был построен в 1697 году и затем трижды тимберовался и перестраивался в 1716, 1769 и 1785 годах.
Центурио́н ( centurio — со́тник; в классическую эпоху произносилось: кенту́рио; др.-греч. κεντυρίων, κεντυρίωνος — «кентури́он, кентури́онос», церк.-слав. кєнтурио́нъ) в римской армии — командир центурии; центурионы высшего ранга командовали также более крупными подразделениями (манипула, когорта, вексилляция).
Сражение при Барфлёре — сражение 19-23 мая 1692 года во время войны Аугсбургской лиги между французским флотом Турвиля и численно превосходящим объединённым англо-голландским флотом под общим командованием Эдварда Рассела. Не принесло победы ни одной стороне, но привело к сражению при Ла-Хог, где французы были разбиты. Часто оба сражения объединяют в одно.
30 марта 1890 года в Портсмуте, а 12 октября в Чатеме на казенных верфях были заложены соответственно HMS Centurion и HMS Barfleur. Строили их практически синхронно. На воду они сошли 3 и 10 августа 1892 года, а в строй вступили в течение 1894 года.
На ходовых испытаниях оба броненосца превысили контрактную скорость-HMS Centurion при мощности 9 703 л.с. достиг скорости 17,5 узла, а HMS Barfleur развил мощность 9 934 л.с. и показал скорость 17,1 узла, при естественной тяге.
При наддуве HMS Centurion продемонстрировал при мощности 13 581 л.с. скорость свыше 18,5 узла. HMS Barfleur с включенными вентиляторами развил скорость 18,54 узла при мощности 13 163 л.с. Как позднее писала “Times”, “ни один эскадренный броненосец еще не развивал такой большой скорости”. Однако приемная комиссия не рекомендовала повторять пробег в таком режиме, даже дополнительно укрепленные трубки грозили не выдержать при продолжении работы с таким напряжением.
На длительном пробеге при естественной тяге средняя скорость составила 15,1 узла.
Артиллерийские стрельбы, проведенные на броненосцах орудиями всех калибров также продемонстрировали хорошие результаты.
«Центурион» HMS Centurion. Portsmouth Royal Dockyard. Заложен 30 марта 1890 г. Спущен на воду 3 августа 1892 г. Введен в строй в феврале 1894 г. Принят в строй 14 февраля 1894 Стоимость постройки £540 090. Списан 1 апреля 1909 г. Сдан на слом 12 июля 1910
Установите:19 сентября 1901 - 3 ноября 1903
«Барфлер» HMS Barfleur. Chatham Royal Dockyard. Заложен 12 октября 1890 г. Спущен на воду 10 августа 1892 г. Введен в строй 22 июня 1894 г. Принят в строй 18 июля 1894 Стоимость постройки £533 666. Списан июнь 1909 г. Сдан на слом 12 июля 1910
Водоизмещение проектное 10 000 тонн,стандартное 10 634 длинных тонны (10 805 т), полное 11 200 длинных тонн (11 400 т). Длина 109,7/119,1 м. Ширина 21,3 м. Осадка 7,6-7,82-8,2 м.
Бронирование-Пояс 203—305(229–305 мм) мм;траверсы 203 мм
башни ГК 152—230 мм; барбеты 127–229 мм
казематы ВК 51-102 мм;
рубка 305 мм;румпельное отделение 152 мм
палуба 51- 64 мм
Двигатели-2 паровых машины тройного расширения, 8 огнетрубных цилиндрических паровых котлов, 9000 л. с.,13 000 л. с. — форсирование. Движитель 2 винта. Скорость хода 17- 18,5 узлов. Дальность плавания 5230(6000) морских миль при скорости 10 узлов. Экипаж 606-620 человек.
Вооружение-4 × 254-мм/32 BL Mk III , 10 × 120-мм /40 QF Mk I, 8 × 1 —57 мм 6-фн./40 Hotchkiss Mk I, 12 × 1 — 47 мм 3-фн./40 Hotchkiss Mk I. Минно-торпедное вооружение-Семь 456-мм торпедных аппаратов
По внешнему виду "центурионы" почти полностью соответствовали стандарту эскадренного броненосца Британии, установленного "Ройал Совереном". Высокобортные корабли с двумя боевыми мачтами, с двумя дымовыми трубами рядом, поперек корпуса, с двухярусным бронированным казематом для орудий среднего калибра, с гладкой, слегка седловатой палубой. Подводная часть корпуса обшивалась деревом и медными листами для предотвращения обрастания в тропических водах.Корабли имели метацентрическую высоту 1,2 метра при полной загрузке.
Стальной корпус в слабозащищенных оконечностях был разделен на множество водонепроницаемых отсеков. В корме было 24 , в носу 16 отсеков. Под машинно-котельными отделениями было двойное дно.
Несмотря на уменьшенные размеры, "центурионы" сохранили и мореходность и маневренность своих больших предков.
Экипаж броненосцев состоял из 620 человек для штата мирного времени. После модернизации в начале 20 века осталось 600. Благодаря высокобортному корпусу на "центурионах" были достаточно комфортные условия обитаемости. Размещение было традиционно классовым-в носовой части матросские кубрики, в кормовой-офицерские каюты и адмиральский салон.
Внешне броненосцы отличались между собой незначительно. "Центурион" имел четыре наклонных вентиляторных ствола, а у "Барфлер"-два прямых большего диаметра.Также по носовым украшениям. На “Барфлере” был изображен лев, на “Центурионе” – римский солдат.
Двухвальная силовая установка состояла из двух новейших вертикальных паровых машин тройного расширения производства компании Greenock Foundry Co с восемью цилиндрическими огнетрубными котлами проектной мощностью 10 000 л.с. и 13 000 л.с. при форсировке. Это позволило достичь максимальную скорость 18,5 узлов при наддуве котлов и мощности 13 163–13 581 л.с. При естественной тяге это было 17,1 - 17,5 узла при мощности 9 703–9 934 л.с. При эксплуатации использование принудительной тяги было запрещено, во избежание разрушения трубок.
Запас угля в 750 тонн в нормальном режиме и 1120 тонн при полной нагрузке и 1240 тонн при перегрузе позволял пройти 5230(6000) миль при 10 узловом ходе. Нормальный запас угля позволял три дня идти полным ходом без бункеровки. Соответственно, "центурионы" были быстрее и автономнее "соверенов".
Бронирование было ослаблено по сравнению с "соверенами". Главный броневой пояс имел значительно меньшую длину (200 футов вместо 250)-всего чуть более 60 метров, а толщина плит 305 мм вместо 456 мм. Защищалась только центральная цитадельная часть корабля. При высоте пояса в 2,29 метра (1,5 метра-ниже ватерлинии) толщина брони у нижней кромки уменьшалась до 203 мм, а к оконечностям до 254 мм. Броневые плиты главного пояса-типа компаунд. Пояс замыкался наклонными траверсами в 203 мм.
Над главным поясом располагался верхний пояс в 102 мм толщиной и высотой 2,28 метра. Этот пояс набирался из плит гарвеевской стали. Замыкалась цитадель 76 мм траверсами и верхом 51 мм. В казематах располагались 120 мм скорострельные орудия.
Бронеплиты крепились на тиковые доски толщиной 152 - 203 мм, а за ними размещались угольные ямы, образующие дополнительную защиту.
Половина длины корабля осталась незащищенной брони-это носовая и кормовая оконечности. Здесь была только плоская броневая палуба из никелевой брони 51 мм в районе цитадели и 76 мм в оконечностях.
Орудийные установки главного калибра установили в эргономичных цилиндрических барбетах с 229 мм сталеникелевой броней (внизу-до 203 мм) и траверсами 127 мм. Впервые на британских броненосцах появились башни со 152 мм никелевым бронированием, прикрывающие барбетные установки."Орудия защищены 6-дюймовыми сталеникелевыми щитами, вращающимися вместе с орудиями. Щит этот, однако, оставлен открытым сзади, что отчасти нецелесообразно, так как, если им придется сражаться с неприятелем на каждом траверзе, тяжелые орудия будут скоро принуждены замолчать, поскольку в орудийную прислугу будет попадать каждый снаряд"(Вильсон). Фактически это был прообраз башен современного образца.
Главная рубка защищалась 305 мм броней, кормовая-76 мм. Всего на бронирование было выделено около 25% водоизмещения- 2350 тонн( у В.В. Арбузова опечатка 4280 т).
Вооружены "центурионы" были четырьмя 254 мм 32 калиберными пушками Армстронга BL Mk III в носовой и кормовой двухорудийных установках. Каждая пушка весила по 29 тонн. Орудие было рассчитано на стрельбу бронебойными, осколочно-фугасными снарядами, снарядами Паллисера и шрапнелью весом до 227 кг, вес метательного заряда составлял 114,3 кг медленно горящего пороха.При начальной скорости снарядов 622 м/с дальность стрельбы достигала 9,2 км При начальной скорости снарядов 425 м/с с максимальным углом возвышения и половинным зарядом дальность стрельбы достигала 10,56 км, а бронепробитие на дистанции 910 м составляло 518 мм. Орудия имели стандартный ствол, скреплённый проволокой и оригинальный замок затворного механизма. Углы наведения в вертикальной плоскости от -7° до + 35°. Барбетные установки также были разработаны Армстронгом и были позднее использованы на аргентинских броненосцах “Libertad” и “Independensia"
254 мм стала первой британской пушкой со стрельбой по высокой траектории. Из-за более высокого размещения орудий дальнобойность пушек была выше, чем у 343 мм "Соверена", к тому же стрельба была возможна даже при волнении. Благодаря небольшому калибру броненосцы стали единственными в британском флоте, для которых была возможность ручного заряжания. К тому же в круглом барбете заряжание было возможно при любом горизонтальном угле поворота орудия и до 15 градусов при вертикальном. Для повышения скорострельности несколько выстрелов постоянно находилось в перегрузочном отделении.
На "центурионах" внедрили высокую степень механизации процессов наведения и заряжания орудий. В порядке эксперимента установили паровой привод для поворота башен, полный поворот проходил за минуту. Но точное наведение приходилось устанавливать вручную через зубчатую передачу. На "Барфлере" был установлен электродвигатель "Сименс" для вертикального наведения. С помощью электродвигателя подъем до максимума + 35 ° происходил за 14 секунд. Механизм заряжания был гидравлическим, снарядные элеваторы работали от парового привода. Можно было поворачивать башни и вручную.
В итоге паровой привод показал себя хуже, чем гидравлический, который использовали на предшественниках.
Средняя артиллерия также была меньшего калибра-120 мм/40 QF Mk I и размещалась в бронированном каземате побортно- четыре на нижнем ярусе в казематах и шесть в спонсонах на верхнем. Орудия защищались бронированными щитами. Для стрельбы применялись фугасные, осколочные, бронебойные и шрапнельные снаряды весом до 20,4 кг. При скорострельности 5 - 6 выстрелов в минуту дальность стрельбы достигала 9 км, однако по бронебойным качествам орудия были крайне неэффективны, а из за малой высоты размещения орудия, расположенные на главной палубе, было невозможно использовать при волнении.
Для защиты от миноносцев было восемь 57 мм и двенадцать 47 мм пушек Гочкиса.
Как было принято в это время, на кораблях стояло мощное торпедное вооружение-семь аппаратов, в т.ч. два носовых подводных, один кормовой надводный и по два бортовых надводных. 450-мм торпеды 18" Fiume Mark I могли развивать скорость до 26 узлов на дистанции 730 м , боевая часть содержала от 54 до 100 кг взрывчатого вещества.
Корабли несли противоторпедные сети, устанавливаемые с помощью специальных выстрелов. Применялись они на стоянках и при движении малым ходом.
Управление огнем осуществлялось прямо из барбетов, для связи использовался флажковый семафор на топ-мачте, затем, при модернизации, была установлена радиостанция Jackson W/T.
Быстрое развитие военно-морских технологий привело к тому, что корабли пережили несколько модернизаций. Уже в первые годы службы они получили скуловые кили для улучшения мореходности. С боевых марсов были демонтированы в 1897-1899 годах 47 мм пушки.
Самая масштабная перестройка последовала после доклада командира "Центуриона" кэптена Джона Джеллико(тот самый, герой Ютланда) в июне 1901 года. Кэптен настаивал на замене средней артиллерии на более мощную 152 мм , а также ликвидации надводных торпедных аппаратов. Адмиралтейство предложения одобрило, в январе 1902 года начались работы и уже в 1904 году обновленные броненосцы вернулись в строй. Операция обошлась в 125 тысяч фунтов стерлингов за штуку.
Надводные торпедные аппараты были демонтированы, 120 мм пушки заменены на такое же количество 152 мм BL Мк VII на тех же местах. Они были установлены в четырех двойных и двух одинарных казематах, шесть орудий на главной палубе и четыре на верхней палубе. Их защищали 127 мм казематы из цементированной крупповской брони. Для этого средняя часть кораблей была полностью перестроена. Для компенсации дополнительного веса кормовой мостик был демонтирован, фок-мачта заменена сигнальной мачтой меньшего размера. Кроме того, был установлен радиотелеграф . Кроме того была улучшена медленная и опасная система подъема шлюпок на борт, установлены 4 прожектора, демонтированы вентиляторы наддува котельных отделений, изменено размещение противоторпедных сетей.
С отремонтированными механизмами корабли достигли следующих показателей: «Барфлер» – 9137 л.с. и 16,75 уз, «Центурион» -9270 л.с. и 16,8 уз при средней осадке в 8,14 и 7,83 м
В итоге водоизмещение выросло всего на 78 длинных тонн (79 т).
В 1906 году все оставшиеся трехфунтовки были сняты, а боевой марс грот-мачты был преобразован в пост управления огнем .
Оба броненосца вступили в строй в 1894 году. Первым был «Центурион», незамедлительно назначенный флагманом Китайской станции. 2 марта 1894 года “Центурион” ушел на восток заменить предыдущий флагман-броненосный крейсер “Имперьюз”.
«Барфлер» же в 1895 году начал службу в составе Средиземноморского флота.19 марта “Барфлер” покинул Англию, 23 марта прибыл в Гибралтар, на замену броненосцу “Санс Парейль”. Уже 6 февраля 1897 года он высадил десант на берег в Кандии (ныне Ираклион ) во время беспорядков, чтобы восстановить порядок и доставить британских подданных на борт броненосца для их безопасности. Здесь он в феврале 1897 года вошел в состав Международной эскадры по урегулированию Критского кризиса (вместе с кораблями Австро-Венгрии, Италии, Германии, Франции и Российской империи). Союзники блокировали остров Крит, где начались волнения греков против турецкого султана от подвоза войск и оружия сторонам конфликта.
После урегулирования кризиса, в 1898 году «Барфлер» присоединился к систершипу на Китайской станции. 1 октября 1898 года он становится вторым флагманским кораблем на Китайской станции, сменив там броненосный крейсер “Грефтон”.Здесь им обоим в 1900-1901 годах пришлось принять участие в следующей международной военной операции. Альянс 8 держав ( Англия,Франция,США,Германия,Италия, Австро-Венгрия ,Россия и Япония) совместными усилиями подавил восстание ихэтуаней в Китае.
Экипажи броненосцев сформировали десантные отряды, которые активно участвовали в боевых действиях по взятию фортов Таку и деблокаде Посольского квартала в Пекине. Флаг-офицером командующего эскадрой вице-адмирала Сеймура был Джеллико, а старшим помощником на «Барфлере»-Битти, будущие знаменитые британские адмиралы. Битти был ранен во время боев под Тяньцзином.
В конце 19-го века кардинально изменилась ситуация на Дальнем Востоке. В период окончательного развала вступила Цинская империя. На запах наживы подтянулись все империалистические хищники-даже Италия с Австро-Венгрией увеличили свое военно-морское присутствие. В китайских водах стали появляться эскадры германских броненосных кораблей. Курс на освоение Манчжурии и Кореи приняла Российская империя, в Порт-Артуре разместилась одна из самых крупных эскадр. Резко окрепла и, благодаря английской помощи, обзавелась крупным современным флотом Япония.
К началу 20-го века броненосцы 2-го ранга «Центурион» и «Барфлер» уже значительно уступали кораблям других держав в тихоокеанском регионе. На замену им были запланированы эскадренные броненосцы типа "Канопус".
В 1901 года «Центурион» и «Барфлер» были возвращены в метрополию и прошли капитальную модернизацию. В 1903 году броненосцы начали возвращать в строй. 10 ноября 1903 года “Центурион” из Портсмута отправился в Гонконг.
1904 год был неудачным для обоих- «Центурион» протаранил броненосец «Глори» на Китайской станции (10 апреля 1901 года броненосец в Шанхае в реке Вузунг, от сильного ветра оборвал швартовы и ударился о нос стоящего поблизости броненосца «Глори»), а «Барфлер» 5 августа в бухте Монро столкнулся с «Канопусом» у берегов Англии.
После завершения русско-японской войны и продления англо-японских союзных соглашений необходимость держать в Тихом океане линейный флот отпала, все броненосцы отозвали в Британию. 7 июня 1905 года вместе с “Оушеном” “Центурион” из Гонконга отправился в Англию. В Сингапуре он встретился с “Альбионом” и “Вендженсом" и все 4 броненосца 20 июня вышли в море. Эскадра прибыла в Плимут 2 августа 1905 года.
В 1905 году «Центурион» вместе с систершипом вошли в состав вооруженного резерва Флота метрополии. 28 ноября 1905 года на «Барфлер» назначают новый сокращенный экипаж – прежний перевели на броненосец “Дункан”. 24 мая 1907 года экипаж с “Центуриона” перевели на “Эксмут”, на “Центурион” же назначили новый экипаж. Броненосцы зачислили в состав Кораблей Специальной службы в Портсмуте.
4 марта 1907 года “Барфлер” исключают из списков флота, на смену ему назначают броненосец “Принц Георг”. С 5 марта он с сокращенным экипажем используется в качестве плавбазы судов специальной службы Портсмутского дивизиона, флота Метрополии.
Королевский флот быстро пополнялся новыми кораблями, а "старички"1 апреля 1909 года были исключены из состава флота, а в 1910 году сданы на металл.
12 июля 1910 года «Центурион» продали фирме “А.У. Уорд” за 26 200 фунтов стерлингов. 4 сентября 1910 года он прибыл в Моурекамб, где и был разобран.
12 июля 1910 года “Барфлер” за 26 550 фунтов стерлингов продали фирме “Ч. Эванс” из Глазго, которая перепродала его фирме “Хьюго Болклоу” в Тьюне. 5 августа 1910 года его корпус после предварительной частичной разборки отбуксировали в Блайт, так как он застрял при проходе под разводным мостом в Ньюкасле на реке Тайн. Там “Барфлер” и закончил свою жизнь.
В августе 1902 года в парке Виктория в Портсмуте был установлен обелиск в память об офицерах и матросах «Центуриона» , погибших в Китае.
Идея броненосцев 2-го класса, броненосцев-крейсеров, появилась в Британии как результат могущества страны, которая могла позволить себе постройку линейных кораблей специально для одного региона под его специфические на данный момент потребности. Это с одной стороны возможность проникновения по рекам вглубь Китая при очередном "принуждении к колониальному статусу", с другой, возможность защитить торговые пути из того же Китая от действий русских броненосных крейсеров.
Англичане добились высоких показателей по скорости и дальности. Быстрее были только итальянцы. Потеря при этом огневой огневой мощи была не столь существенна из-за установки орудий с большим углом возвышения и большей скорострельности 254 мм пушек по сравнению с 343 мм у "соверенов". Слабым же местом было бронирование. Развитие скорострельной артиллерии, которая как раз начинала преобладать на крейсерах, требовала максимальной площади защиты в ущерб толщине брони. Корабли зарекомендовали себя хорошей мореходностью, маневренностью и быстроходностью.
Дальнейшим развитием и финальной точкой у британцев стал "Ринаун". Правда в британский флот позже попали аналогичные по концепции "Свифтшур" и "Триумф", уже ненужные заказчику-чилийскому флоту. А вот в российском флоте появились свои аналоги в виде эскадренных броненосцев типа "Пересвет".
При всей своей "нишевости" "центурионы" стали полигоном для отработки новых технических решений- на них был решен вопрос с паровыми приводами и появился прообраз современных орудийных башен как броневого купола над барбетной платформой. Также была освоена технология орудий со стрельбой по навесной траектории.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам