Найти тему
История и искусство / Artifex

«Стальной алхимик»: грех и его искупление

-2

Вкусив плод с древа познания Добра и Зла, Адам и Ева совершили первый грех и были изгнаны из Эдема. После этого их потомки стали носителями первородного греха, и в душах людей началась бесконечная борьба между светлой и тёмной сторонами. Между добродетелью и грехом. Так человеческий дуализм понимает христианство.

Внутренняя борьба добра со злом всегда привлекала людей искусства. Они её изучали, препарировали и раскрывали. Библейские сюжеты о добродетелях святых и великомучеников вдохновляли творцов на создание новой картины, книги или музыкальной композиции, но более интересными были истории о падших людях — грешниках, которые отворачивались от тьмы и приходили к свету. Человек всегда стремился искупить свои грехи, которые его тяготят. И видя, как более грешные люди вставали на путь истинный, он понимал, что имеет шанс на исправление. Тут же всплывают в моей памяти образы Виолетты из «Травиаты» Джузеппе Верди и Дмитрия Фёдоровича из «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского. Но ещё до них в своём далёком детстве я узнала о двух грешниках, которые пытались искупить свой грех и исправить ошибки прошлого. Это были Эдвард и Альфонс Элрики из манги «Стальной алхимик». Главные герои – это братья-сироты, предпринявшие попытку воскресить родную мать и преступившие главное табу в алхимии – трансмутацию человека.

Как мы воспринимаем кару взрослого человека за его грехи? Возможно, как само собой разумеющееся. А как воспримут зрители такую же кару двух десятилетних детей? Сцена после неудачного преобразования человека ужасает неподготовленного читателя. Маленького Эдварда автор, Хирому Аракава, шокирует каждым новым событием. Сначала пониманием, что у него отсутствует левая нога. Потом осознанием, что младший брат полностью исчез — от него осталась лишь одежда и обувь. А в конце разум мальчика повергается в ужас, когда он видит, что они преобразовали — нечто, совершенно не похожее на человека, которое могло быть их матерью. И в состоянии полнейшего отчаяния и ужаса Эдвард предпринимает попытку вернуть брата, прикрепив его душу к доспеху. «Берите ногу, руку… да хоть сердце забирайте! Только верните его… Ведь он – мой единственный брат!» © Эдвард Элрик.

Вот такими грешниками они предстают перед читателем в начале истории. Эдвард с механической рукой и ногой, и Альфонс в виде живого доспеха. Теперь главная миссия братьев – вернуть себе настоящие тела.

-3

Осторожно: спойлеры к сюжетным событиям манги «Стальной алхимик»!

В раскрытии темы греха и его искупления автор не ограничивается лишь братьями как главными героями. Словно чётко следуя учебнику по драматургии, Аракава раскрывает центральную тему и через других персонажей. Есть герои, подобные братьям. Например, их учитель алхимии – Изуми Кёртис. Она хотела вернуть к жизни своё утраченное дитя и из-за этого поплатилась частью органов и возможностью стать матерью. Наличие и осознание этого факта подталкивает на несвойственное ей решение – согласиться на мольбу мальчишек и сделать их своими учениками. За время обучения она полюбила ребят так же, как могла бы полюбить собственных детей, и стала для них поддержкой и опорой.

Наблюдая за этими героями, у читателя могут появиться вопросы: а есть ли вообще алхимики, которое смогли провести успешное преобразование человека? А каким алхимик будет после удачной трансмутации? И есть ли смысл в этом табу алхимии, если оно вечно заканчивается отдачей или смертью для преобразователя? Аракава предусмотрительно отвечает на вопросы читателей и вводит в историю героя, который успешно провёл подобное преобразование. Отец братьев, Ван Хоэнхайм, удачно прошёл через человеческую трансмутацию, стал живым философским камнем и получил бессмертие. Да он практически идеальное существо! Но как говорится, у медали две стороны. И дар с одной – проклятие с другой. Помимо возможности обходить все фундаментальные законы, жить всю жизнь в полном расцвете сил и обладать глубокими познаниями о мире, Хоэнхайм получил также и 536 329 душ. Душ, насильно заточённых внутри его тела. Ведь сырьём для создания философского камня являются живые люди. Тела мертвы, а души остались живы, и они прекрасно не понимают, за что им такой «ад на земле». И герою нужно искупить грех пред большим количеством людей. Получается, что судьба отца, что судьба его детей – обе наполнены трагедиями и драмами.

-4

Создавая некий контраст между братьями и их отцом, Аракава использует схожий приём, но уже в отношении других героев: человека, ведомого путём мести и смерти, и человека, помогающего жить и отказавшегося от мести. Речь идёт об ишварце по кличке Шрам и о подруге братьев и механике автоброни – Уинри Рокбелл.

Этих персонажей связало страшное событие в прошлом мира «Стального алхимика» – гражданская война на востоке страны, известная также как «Ишварская зачистка». Начавшаяся как убийство ишварского ребёнка офицером-аместрийцем война переросла в геноцид целого народа. Но имели место в этом «аду кромешном» и светлые моменты. Один из них – родители Уинри Рокбелл, которые были врачами-хирургами и помогали всем, не смотря на цвет глаз и кожи. Так они спасли жизнь ишварцу Шраму, только что потерявшего родителей и старшего брата от рук государственного алхимика-психопата. После пробуждения Шрам первыми видит врачей Рокбеллов, а точнее, их яркие голубые глаза и светлые волосы. Не оправившись ещё от недавних событий, ишварец впадает в состояние безумия и убивает своих спасителей.

Когда их дочь узнаёт об этом и видит убийцу собственными глазами, перед ней встаёт нравственная дилемма: переступить через свои принципы и совершить месть за родителей или отступить? Это поистине сильная сцена. Погребённая под тяжестью печали, горя, ненависти и гнева и неспособная здраво мыслить Уинри практически готова застрелить ишварца из пистолета. Совершить грех ей мешает Эдвард, спасая её как от Шрама, так и от самой себя. «Твои руки созданы не для того, чтобы убивать. А чтобы помогали жить». © Эдвард Элрик.

-5

Этот же момент становится поворотным и для ишварца, который осознаёт, что он сейчас находится на месте того алхимика-психопата, лишившего его родной семьи. Эта сцена поможет ишварцу встать на путь отказа от мести и сделать на нём первый шаг. «Моя цель не защитить эту страну. Я хочу изменить её. Хочу, чтобы люди вашей страны признали существование ишварцев, расу которых они отвергли.» © Шрам.

С мыслями ишварца могут согласиться и сами военные, которые пережили ишварскую мясорубку. Эта идея воплощена в персонажах полковника Роя Мустанга (огненного алхимика) и лейтенанта Ризы Хоукай (выдающегося снайпера). Ещё во время военной кампании у Мустанга рождается мысль: изменить конституционный уклад страны, внеся в него демократию. Эту идею поддерживает его сослуживец и давняя знакомая – Риза Хоукай, считая, что только так можно хотя бы частично искупить грехи, совершённые ими в гражданской войне. При этом оба героя морально готовы к тому, что вследствие изменения строя и отказа от военной диктатуры, придётся признать ошибки прошлого режима. А это значит, что бывшие ветераны и герои войны (кем они и являются), станут преступниками, которых должны будут судить по закону.

-6

Вернуть тела, предотвратить трагедию, отказаться от мести, признать вину – всё это пути искупления собственного греха. Греха, который был совершён тогда, когда ты решил взять больше, чем мог отдать взамен. Был нарушен фундаментальный закон алхимии, по которому живёт мир Хирому Аракавы. Ведь:

«Закон равноценного обмена гласит: чтобы получить что-то желаемое, надо отдать нечто равноценное ему.»

Автор: Ангелина Куц