Продолжение. Читать часть 1: "Как родной брат Николая II стал любовником замужней «полковой дамы»?"
«Она прелестна. Ее туалет свидетельствует о простом, индивидуальном и утонченном вкусе. Из-под расстегнутой шиншилловой шубки видно платье из серебристо-серого шелка, отделанное кружевами. Шапочка светлого меха очень идет к ее пепельным волосам. Выражение лица гордое и чистое; черты прелестны; глаза бархатистые. На шее, при свете зажженной люстры, сверкает ожерелье из чудного жемчуга. <…> Малейшее ее движение отдает медленной, волнистой, нежнейшей грацией». /Из дневника французского посла в Российской империи Мориса Палеолога, запись в феврале 1916 г./
Морганатический брак.
Конечно, Михаил не собирался сдерживать данное императору слово, да и Наталья Сергеевна своего бы не упустила, ей необходимо было законное закрепление положения.
Их попытки венчания напоминали многосерийный детективный триллер, в котором влюбленные всеми силами боролись с огромной империалистической машиной.
В России, разумеется все пути к оформлению брака были закрыты: ситуация была под полным контролем властей.
Поскольку Михаил и госпожа Брасова, жившие общим домом, часто выезжали за границу, то почти по всей Европе, посредством обширных династических связей, все русские православные миссии были предупреждены о запрете на совершение для них обряда венчания. За парой было установлено наблюдение жандармерии.
Читайте также: "Браки между династией Романовых и Английским королевским домом. Как русофобная королева Виктория их одобряла?"
«Недремлющее око» империи влюбленным удалось обыграть осенью 1912 года. Тогда они в очередной раз отправились в путешествие в Европу – в австрийскую Вену. Как докладывал потом полицейский агент в Петербург:
«В нынешний выезд великого князя за границу командированный для ведения охраны старший агент Бинт получил в Берлине от генерал-майора Герасимова распоряжение при поездках великого князя на автомобиле не сопровождать Его Императорское Высочество…».
Виновные, разумеется, получили нагоняй, а молодые, тем временем обвенчались в сербской православной церкви Святого Саввы, 17 октября 1912 года, о чем Михаил и известил родных.
Николай редко выходил из себя, но теперь он был в бешенстве.
«Между мною и им сейчас все кончено, потому что он нарушил свое слово. <…> Я ему безгранично верил!.. Ему дела нет ни до Твоего горя, ни до нашего горя, ни до скандала, который это событие произведет в России. И в то же время, когда все говорят о войне, за несколько месяцев до юбилея дома Романовых!!! Стыдно становится и тяжело».
/письмо Николая II матери от 7 ноября 1912 г./
О новой жене своего брата Николай в последующих письмах отзывался как о «хитрой и злой бестии», о которой «противно говорить».
Михаилу предсказуемо запретили въезд в Россию, уволили со службы, лишили званий, учредили опеку над имуществом. Опальная семья обосновалась в Англии, где арендовала большое поместье.
Потепление в отношениях с семейством.
Через год, после полного разрыва отношений, мать и сын встретились в Лондоне. Встреча была теплой, но о перемене настроения к Брасовой от матери семейства не было и речи. После этой встречи она писала Николаю:
«Бедный Миша! Ужас как грустно думать, что он, такой милый и честный, попал в такие когти, потому что она никогда его не отпустит от себя. Моя единственная надежда, что она ему надоест…». /письмо Марии Федоровны, лето 1913 г./
Вскоре и император простил Михаила, после начала Первой мировой войны ему было позволено вернуться в Россию. Брак признали, сыну Михаила Георгию в 1915 году присвоили титул графа.
Семья Михаила Александровича стала проживать в Гатчине. Он посещал царскую семью, но вот его супруге вход в семейные резиденции Романовых был закрыт. Ее не хотели принимать ни у Марии Федоровны, ни у сестер, ни у Николая II.
Но скоро все дворцы будут закрыты и для Николая.
Читайте также: "Как матери и сёстрам Николая II удалось бежать из страны и избежать расправы большевиков?"
Недолгая жизнь после революции.
2 марта 1917 года император отрекся от престола в пользу Михаила Александровича. Положение было настолько отчаянным, что Николай не думал о правовых нюансах престолонаследия, согласно которым морганатический брак не позволял Михаилу принимать управление империей. Михаил, конечно, долго не думал, очевидным было, что он не мог взойти на престол: ни по своему характеру, ни по ситуации в стране в целом. После совещания с узким кругом лиц он также написал отречение.
Перед ссылкой в Сибирь арестованного Николая II, им с братом разрешено было увидеться на 10 минут.
Читайте также: "Брат – «близнец», предавший Николая II"
В конце августа 1917 года семья самого Михаила также была арестована, им с Натальей Сергеевной было приказано оставаться дома под охраной.
Михаил писал в своем дневнике:
«Наша охрана состоит из 60-70 солдат. Посты размещены за нашим садом и за забором».
В конце февраля 1918 года «гражданина Романова» сослали в Пермь, дети остались у родственников.
Брасова отчаянно боролась за жизнь детей и мужа. Она ездила в Москву, даже встречалась с Лениным, и ни с чем возвращалась в Пермь. Чудом ей удалось достать поддельные документы, по которым их сына Георгия переправили в Данию. Но разрешения на выезд за границу для себя и мужа ей выбить не удалось.
В ночь с 12 на 13 июня 1918 года Михаил Романов был расстрелян вместе со своим секретарем Джонсоном, их тела большевики предали огню.
Брасову арестовали, почти девять месяцев она провела в тюрьме. Затем ее перевели в тюремную больницу, откуда удалось бежать. За границей ее не признавали ни в одном родственном к мужу семействе. Больше милостей от судьбы этой женщине ждать не приходилось. В 1931 году в автомобильной аварии погиб сын Георгий, а сама она, долгое время нищенствуя, полубезумная скончалась в 1952 году на больничной койке приюта для неимущих.
Спасибо, что дочитали статью до конца!
Вам может быть интересно:
Младшая дочь Николая II: история о «спасении» княжны Анастасии
Замуж за троюродного брата: Екатерина II и Петр III
Первая женщина-министр и противница семьи Александра Коллонтай
Подпишитесь на канал КЛЕВЕР КЛИО и читайте больше интересных исторических рассказов!