Взрослые - люди с определенным багажом знаний, своими представлениями о ценностях. Они очень заняты, информационно перенасыщены, живут в напряженном ритме и ценят свое время. Естественно, что и методы коммуникации, процесс взаимодействия со зрелыми людьми отличаются от методов обучения детей.
Преподавая такой аудитории, важно знать психологические особенности обучения взрослых. Без этого эффективно преподнести знания не получится.
Особенности обучения взрослых людей
Обучение взрослых настолько отличается от традиционной академической модели, что в педагогике появился новый раздел - андрагогика, наука обучения взрослых.
Андрагогическая модель обучения принимает во внимание ведущую роль зрелого человека в процессе учебы и объясняет трудности на пути его личностного роста. Применение ее техник помогает обучать взрослых более эффективно .
Впервые принципы андрагогики сформулировал ее идеолог - Малколм Ноулз:
Потребность знать
Прежде чем учиться, взрослый должен понять, почему ему это надо, что он получит в результате обучения, как повлияют на его дальнейшую жизнь вновь приобретенные навыки.
Ответственность за свои решения
Ноулз сформулировал это как “Я-концепция” ученика - взрослый осознает ответственность за собственную жизнь, за все решения, которые он принимает сам.
Наличие опыта
Зрелый человек образовательную информацию воспринимает с учетом своего опыта, качество которого отличается от опыта юношества. Он перебирает услышанное, решая, что оставить, а что отбросить, как нестоящее внимания.
Готовность учиться
Взрослый готов обучаться тем навыкам, которыми ему надо обладать, чтобы эффективно решать жизненные ситуации.
Ориентация на задание
Взрослые, в отличие от детей, нацеленных на предметно-центрированное учение, сосредоточены на задании, на проблеме, т. е. проблемно-ориентированы. Мотивация зрелых людей работает до тех пор, пока они чувствуют, что полученные знания помогут им справиться с реальной жизненной ситуацией.
Эффективные мотиваторы
Карьерное продвижение, более престижная работа с высокой зарплатой - лучшие мотиваторы для взрослого человека. Но самая сильная мотивация - это “внутреннее давление” - улучшить качество жизни, повысить самооценку, получить больше удовлетворения от работы.
Эти моменты преподавателю важно учитывать при выстраивании процесса обучения.
Как меняется роль педагога при обучении взрослых
Обычная педагогическая модель приписывает преподавателю полную ответственность за принятие решений о том, что и как будет выучено, когда это будет выучено и выучено ли будет вообще. Т. е. традиционное образование сконцентрировано на учителе, и оставляет ученику только смиренную роль - внимать преподавателю и следовать его указаниям.
Взрослые самостоятельны и хотят нести ответственность за собственное обучение. Они независимы и любят, когда все под контролем. Именно взрослый выступает «движущей силой» обучения. Поэтому роль преподавателя меняется. Он координирует процесс, создает новые методы и возможности для профессионального роста взрослого человека, дает необходимые рекомендации для самостоятельной работы..
Богатый опыт взрослых за плечами определяет их обучение. Пропуская информацию сквозь призму своего опыта, они анализируют, объясняют, объединяют и создают новые идеи или «подкручивают» старые.
Преподаватель должен использовать этот опыт, чтобы помочь взрослым установить связи, понять актуальность знаний. В то же время надо учитывать, что переучивать всегда сложнее - имеющиеся знания нередко мешают в процессе обучения и иногда человеку приходится переосмысливать и отказываться от старого багажа. Поэтому обучение взрослых связано с некоторым напряжением и преодолением.
Как выстраивать процесс обучения взрослых людей
● Время - важная категория для взрослых, они редко могут выделить на обучение 2-3 года. Обычно человек выделяет для получения новых знаний несколько часов интенсивного обучения в неделю, или 1-3 месяца на курсах или семинарах. Это позволяет в сжатые сроки максимально получить новые знания и освоить навыки.
● Для обучения взрослых не подходит формат 1,5-2 часовых академических лекций, им не нужно начитывать материал для запоминания. Достаточно объяснить, как это работает, и закрепить результат, давая домашнее задание.
● Взрослые лучше всего учатся, делая что-либо, осознавая, что полученные навыки они смогут применить в работе. В результате у них появляется уверенность, что с помощью новых умений они могут решить любые задачи. Поэтому обучение взрослых предполагает, прежде всего практику - теорию взрослый может усвоить самостоятельно. Более эффективным обучение взрослых делают проведение деловых игр, тренингов, мастер-классов.
● Обучение должно быть ненавязчивым, но важно обеспечить студентов руководством и поддержкой, предоставить нужные ресурсы для освоения . В то же время у слушателей должна быть возможность самостоятельно открыть для себя большую часть новой информации и применять ее в зависимости от своих потребностей.
Зная особенности обучения взрослых, легче грамотно выстроить онлайн образование на всех этапах — от создания концепции и до реализации, и сделать обучение людей максимально эффективным.
Автор: Русских Александр
P.S.
На нашей платформе вы сможете создать курсы, школу или даже университер - https://edu.grain.club/