В отличие от той же Украины, Белоруссия в XVII веке была уголком мира и спокойствия, что и понятно: коренную территорию своего государства литовцы сами не особо притесняли и другим не давали, да и белорусы особо строптивым нравом не отличались, в отличие от украинцев, которые из-за постоянной опасности с юга были поголовно вооруженны, но польские и литовские паны забывали о том, что доведенный до ручки человек способен на все, что наглядно показало Витебское восстание 1623 года.
В 1618 году на Полоцкую кафедру униатской церкви был поставлен архиепископ Иосафат Кунцевич - бывший православный монах из Вильнюса, после обращения в униатство настолько поднаторевший в "приведении заблудших душ схизматиков в лоно святой католической Церкви", что сами православные прозвали его "душехватом". Широко распространив униатство в Литве, Кунцевич был направлен в Белоруссию, чтобы и там воплотить в жизнь Бресткую унию 1596 года, но столкнулся с неожиданно сильным сопротивлением. Белорусы упорно не хотели принимать унию, присылаемых им униатских священников изгоняли, в Могилеве вообще архиепископу пригрозили расправой, если он туда сунется. Тогда Кунцевич начал приводить в униатство силой: православные храмы захватывались, священников и мирян изгоняли и убивали. На террор униатов православные ответили террором и тогда Кунцевич стал ходатайствовать о введении в Белоруссии священной инквизиции для расправы над "еретиками".
Для белорусов это уже было слишком и они решили устроить Кунцевичу в Витебске, куда он собирался с пастырской поездкой, достойную встречу. Непосредственным поводом к восстанию стал арест любимого в народе православного священника Илии, который, будучи объявлен "турецким шпионом", был вынужден проводить церковные службы за городом, в шалаше. Инициативная группа горожан потребовала от архиепископа немедленно освободить батюшку, а когда он глумливо отказал в этом, то был немедленно убит, а восставшие витебчане захватили все наиболее важные объекты города и призвали белорусов "бить ляхов и недоверков".
Столкнувшись с угрозой потери Белоруссии, поляки бросили на подавление восстания армию. Несмотря на отчаянное сопротивление витебчан, к которым присоединились члены Виленского православного братства и украинские реестровые казаки, поляки взяли верх. По приговору суда было названо 129 зачинщиков восстания, из которых 51 человек предстал перед судом, а 19 - были казнены. За восстание Витебск был лишен Магдебургского права, на город была наложена огромная контрибуция, а все городские колокола были переплавленны на один большой колокол в память о архиепископе Кунцевиче (в 1867 году он был причислен к лику святых католиками и униатами), но участники Витебского восстания не сложили оружия, а ушли на Запорожскую Сечь, где вскоре вспыхнуло очередное восстание против польского ига.