Найти тему

Мутные воды школьной математики

Оглавление

Давайте начнем разматывать "квадратный клубочек непонимания" математики, речь о котором шла в этой статье.

Ностальгия о понимании

Я, как и мои одноклассники, был представлен ко двору Её Величества Царицы наук Александром Спиридоновичем Пчелко, автором учебника по арифметике. Он родился в 1890 г и прожил долгую (91 год) и счастливую (надеюсь) жизнь.

С благодарностью и ностальгией о понимании вспоминаю уроки, которые проводила согласно его, Александра Спиридоновича, "Методическим рекомендациям" моя первая учительница Виктория Викторовна Шеломенцева .

Представители моего поколения имеют возможность сравнить "лучшее в мире" и нынешнее преподавание математики.

Мутные воды школьной математики (с сайта Piхabay.com)
Мутные воды школьной математики (с сайта Piхabay.com)

Разница с Большой буквы

Суждения возможно делать только через сравнение.

Если вы родитель и замечаете, что в образовании происходит "что-то не то", то не стоит копаться в деталях. Взгляните шире и узрите нечто кардинальное. Разницу с большой буквы - независимо от места этого слова в предложении )).

Как Разницу между пустыней и тропиками, между эффективным образованием и нынешним.

Ясность VS мути. Простота против усложнения.

На знамени советского математического образования было написано: "простота и ясность".

"При отборе методов обучения арифметике автор отдавал предпочтение методам наиболее простым, быстрее ведущим к цели, имея в виду, что высокие задачи часто достигаются простыми средствами. Мы старались избегать всего , что без нужды усложняет процесс обучения ..." (Из "Методики преподавания арифметики в начальной школе" А.С.Пчелко)

Я хотел проиллюстрировать сказанное образчиками педагогических околонаучных жаргонизмов, но подумал: зачем усложнять статью?

Зачем нужны образчики, если любой современный учебник по математике - натуральная, полноразмерная модель?..

Но и совсем без примеров нельзя - набросятся педагогические методисты, заклюют.

Аберративный генезис математического образования

Вот пример аберративного генезиса номинативного выражения фундаментального закона мультипликации, контр-гносеологической регрессии в педагогике.

Если что, то это издевка над примитивными умами рулевых современного образования. Откройте наугад любую педагогическую диссертацию - и все поймете. Кроме содержания )).

Понятные детям формулировки, ясные и простые тексты превратились в непонятную самим педагогам муть.

Итак, вот пример генезиса определения простейшего математического действия, которое проходят в 1-2 классах.

" "Вся эта работа [ т.е. обучение] должна привести учащегося к ясному пониманию переместительного свойства умножения" :
  • "От перемены мест сомножителей произведение не меняется".
Или в более простой формулировке, доступной учащимся 2 класса:
  • "При умножении можно менять места чисел и от этого результат не меняется."

("Методика преподавания арифметики в начальной школе" А.С.Пчелко.)

Так было.

А так стало:

Из открытых источников (Яндекс.Картинки)
Из открытых источников (Яндекс.Картинки)
  • Длинноволосый очкарик справа (видимо, отличник) и
  • беспорядочный набор символов слева

кроме отвлечения внимания, которого у младшеклассников и без того дефицит, вводят в преподавание "Игровой метод" - крупного достижение современной педагогики.

В классах с углубленным изучением математики по Петерсон учителя используют более строгие и научные подходы. Вот такие:

Из открытых источников (Яндекс.Картинки)
Из открытых источников (Яндекс.Картинки)

Бесчувственная и непонятная

"Усложнение без нужды" и есть общий знаменатель нынешнего обучения.

Маскируясь под наукообразность, школа уничтожила самую основу, на которую только и можно опираться в обучении: ясность, наглядность.

"Понимание - продукт переработки чувственно воспринимаемых образов реальной действительности". Но если непонятны слова, непонятно на что указывают определения - о каком "чувственно-воспринимаемом образе", о каком понимании математики может идти речь?..

Дальше поговорим об этом подробнее.

Ранее по теме: "ОФП по математике"