Давайте начнем разматывать "квадратный клубочек непонимания" математики, речь о котором шла в этой статье.
Ностальгия о понимании
Я, как и мои одноклассники, был представлен ко двору Её Величества Царицы наук Александром Спиридоновичем Пчелко, автором учебника по арифметике. Он родился в 1890 г и прожил долгую (91 год) и счастливую (надеюсь) жизнь.
С благодарностью и ностальгией о понимании вспоминаю уроки, которые проводила согласно его, Александра Спиридоновича, "Методическим рекомендациям" моя первая учительница Виктория Викторовна Шеломенцева .
Представители моего поколения имеют возможность сравнить "лучшее в мире" и нынешнее преподавание математики.
Разница с Большой буквы
Суждения возможно делать только через сравнение.
Если вы родитель и замечаете, что в образовании происходит "что-то не то", то не стоит копаться в деталях. Взгляните шире и узрите нечто кардинальное. Разницу с большой буквы - независимо от места этого слова в предложении )).
Как Разницу между пустыней и тропиками, между эффективным образованием и нынешним.
Ясность VS мути. Простота против усложнения.
На знамени советского математического образования было написано: "простота и ясность".
"При отборе методов обучения арифметике автор отдавал предпочтение методам наиболее простым, быстрее ведущим к цели, имея в виду, что высокие задачи часто достигаются простыми средствами. Мы старались избегать всего , что без нужды усложняет процесс обучения ..." (Из "Методики преподавания арифметики в начальной школе" А.С.Пчелко)
Я хотел проиллюстрировать сказанное образчиками педагогических околонаучных жаргонизмов, но подумал: зачем усложнять статью?
Зачем нужны образчики, если любой современный учебник по математике - натуральная, полноразмерная модель?..
Но и совсем без примеров нельзя - набросятся педагогические методисты, заклюют.
Аберративный генезис математического образования
Вот пример аберративного генезиса номинативного выражения фундаментального закона мультипликации, контр-гносеологической регрессии в педагогике.
Если что, то это издевка над примитивными умами рулевых современного образования. Откройте наугад любую педагогическую диссертацию - и все поймете. Кроме содержания )).
Понятные детям формулировки, ясные и простые тексты превратились в непонятную самим педагогам муть.
Итак, вот пример генезиса определения простейшего математического действия, которое проходят в 1-2 классах.
" "Вся эта работа [ т.е. обучение] должна привести учащегося к ясному пониманию переместительного свойства умножения" :
- "От перемены мест сомножителей произведение не меняется".
Или в более простой формулировке, доступной учащимся 2 класса:
- "При умножении можно менять места чисел и от этого результат не меняется."
("Методика преподавания арифметики в начальной школе" А.С.Пчелко.)
Так было.
А так стало:
- Длинноволосый очкарик справа (видимо, отличник) и
- беспорядочный набор символов слева
кроме отвлечения внимания, которого у младшеклассников и без того дефицит, вводят в преподавание "Игровой метод" - крупного достижение современной педагогики.
В классах с углубленным изучением математики по Петерсон учителя используют более строгие и научные подходы. Вот такие:
Бесчувственная и непонятная
"Усложнение без нужды" и есть общий знаменатель нынешнего обучения.
Маскируясь под наукообразность, школа уничтожила самую основу, на которую только и можно опираться в обучении: ясность, наглядность.
"Понимание - продукт переработки чувственно воспринимаемых образов реальной действительности". Но если непонятны слова, непонятно на что указывают определения - о каком "чувственно-воспринимаемом образе", о каком понимании математики может идти речь?..
Дальше поговорим об этом подробнее.
Ранее по теме: "ОФП по математике"