Люди едят мясо домашних животных, олени едят траву, сороконожки лакомятся червячками, а совы охотятся за мышами. Кому из этих четырех ведом истинный вкус пищи?
Чжуан-цзы, Даосские каноны
Взять перо и снова вернуться к этой надоевшей теме, меня подтолкнул вот такой вполне типичный комментарий читателя:
Китайский крестьянин, составлявший понятно большинство населения, и так "упражнялся" с утра до ночи чтобы не сдохнуть и заплатить налоги. При этом основой рациона китайца был рис, не способствующий росту мышечной массы.
Это довольно широко распространенное у нас мнение, хотя много кто уже, включая и наш блог, неоднократно разбирал вопрос о том, Кто, когда и почему занимался боевыми искусствами в Китае?
Своеобразие китайской модели управления и конфуцианская автаркия, непростой и очень разнообразный рельеф местности и перенаселенность, специфическая логистика и бандитизм, регулярные восстания и разные катаклизмы позволили возникнуть такому специфическому устойчивому образованию, "как деревенская милиция", которая была крайне неоднородным явлением,как, впрочем, и всё китайское общество той поры.
Будет неправильным сказать,что это явление абсолютно уникальное и свойственно только этносам, проживавшим на территории современной КНР. Везде и всегда люди стремились защитить себя и своих близких, свой дом и своё нажитое имущество, однако в большинстве других регионов на нашей планете прерогатива на насилие была привилегией аристократии, происходившей в первую очередь из воинского сословия. В Поднебесной события развивались несколько иначе, но это отдельная и долгая тема. Об этом поговорим позже. Но если кому интересно понять, почему и из кого формировалась та прослойка населения, занимавшаяся в Старом Китае боевыми искусствами, то настоятельно рекомендую к изучению статью Ильи Профатилова "Социальные корни и генезис ушу в старом Китае" (Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI ).
服食炼气读仙经
Принимайте пищу, совершенствуйте ци, изучайте книги даосского канона
Бао Чжао (鲍照 bàozhào, 414 - 466)
Но мы сейчас вернемся к теме питания, хотя на мой взгляд, достаточно просто зайти в любой китайский кабак, коих сейчас в крупных городах у нас великое множество. Первое, что вам бросится в глаза - это изобилие и разнообразие китайской кухни, использование самых разных компонентов и продуктов, ведь Китай расположен гораздо в более выгодных климатических условиях, позволяя легко сделать своё питание сбалансированным, без проблем решая такую серьёзную проблему, как авитаминоз.
И у нас есть интересное наблюдение с Дальнего Востока, хотя и сравнительно недавнее. В 1884 году Такаки Канехиро, врач Императорского японского флота, обучавшийся в Британии и вероятно знакомый с известной работой Джеймса Линда, выявил авитаминоз среди низших чинов, у которых основу рациона составлял шлифованный рис, но авитаминоза не было среди офицеров, которые питались обычно в западном стиле. При поддержке руководства японского флота, он провел очень показательный эксперимент над экипажами двух линейных кораблей; один экипаж получал только белый рис, а другой кормили мясом, рыбой, ячменем, рисом и бобовыми. В первой группе в итоге 161 членов экипажа с авитаминозом и 25 смертельных случаев, в то время как во второй группе с полноценным питанием было всего 14 случаев авитаминоза и без смертельных исходов. В этой истории для меня самое интересное, как японские матросы при таком рационе питания только из риса умудрялись выполнять свои флотские обязанности?
Интересно сопоставить с питанием у наших матросов:
Первым документом, регламентирующим раскладку продуктов в котлах нижних чинов (или, как их тогда называли, “служителей”), является петровский Морской устав. В нём мы читаем, что ежемесячно (в “морском месяце” считалось 28 дней) “служителю” причиталось по пять фунтов говядины и свинины, 45 фунтов сухарей, десять фунтов гороха, пять фунтов гречневой и десять фунтов овсяной крупы. Кроме того, в паёк входили четыре фунта рыбы, шесть фунтов масла, пиво (семь вёдер), “вино” (так называлась водка - 16 чарок), уксус (полкружки) и полтора фунта соли.
Устав давал рекомендации и по меню на неделю. В воскресенье, среду, четверг и субботу личный состав предлагалось кормить мясом с кашей. Пятница была постным днём, поэтому каша варилась с рыбой. В понедельник и среду “служители” ели с утра “кашу густую”, а по вечерам горох.
К 1860-м годам раскладка изменилась. Во внутреннем плавании в месяц на одного нижнего чина полагалось 14 фунтов (русский фунт – 409.5 грамма) мяса (какое именно должно было быть мясо – строго не регламентировалось), 18 фунтов крупы, десять фунтов гороха, 45 фунтов сухарей, шесть фунтов масла, полтора фунта соли, 20 чарок (русская чарка – 0.123 литра) квашеной капусты, 28 чарок водки, 4 1/6 уксуса, немного солода. Кроме того, в состав довольствия входил табак – полфунта (в заграничном плавании его выдавали только курящим).
Такой важнейший для выживания фактор как питание всегда отражался в народном творчестве. Вот у нас есть очень характерное для нашего на самого изобильного региона:
Хлеб да каша - пища наша!
Предлагаю сравнить с китайским вариантом:
Если живешь у горы – ешь то что водится на горе,
Если живешь у реки – то, что водится в реке.
Это довольно показательный и различающийся подход, однако не всё совсем так и просто. Зерновые культуры - основа питания человечества в течении очень долгого исторического периода, фактически они "сделали" человечество оседлым, совершив Великую Неолитическую революцию. И в китайском языке термин «поддерживать существование: кормиться, жить» (吃饭 chīfàn) содержит иероглиф (饭 fàn), одним из значений которого являются понятия «еда, пища» и «вареный рис». А устоявшееся понятие «готовить еду» (作饭 zuòfàn) по сути и означает «готовить рис», ибо колыбелью Китайской цивилизации был как раз регион реки Хуанхэ, по которой и проходил "водораздел" для различных зерновых культур.
Зерновые культуры были основой рациона большинства народов мира, где было возможно их выращивать. Вот показательный пример средневековой Франции, богатейшей страны Европы:
Основу питания составляло "зерно" (bles), злаковые, вид которых зависел от преобладающих в том или ином регионе почв. На столе чаще оказывался ячменный или ржаной хлеб, чем хлеб из белой пшеничной муки. Ели овсяную или ячменную кашу, гречишные лепешки. Если зерна не хватало, замечательные лепешки пекли из каштанов, а отвратительную кашу варили из желудей. Горох, бобы и вика, которые народ тоже считал зерном, представляли собой основное блюдо во многих трапезах. Что касается супа, его готовили из капусты, когда была возможность, или из «трав» (годилось все), когда наступали тяжелые времена.
Попробуем составить для французов нечто вроде «энергетического баланса». Добрую половину, почти три четверти его составляли мука и мучные изделия. На мясо и рыбу оставалось всего тридцать процентов у зажиточных людей и пять процентов у самых бедных из тех, кто не голодал. Эти пропорции, безусловно, значительно колебались в зависимости от года и от сезонных цен.
Но зерно шло не только в пищу:
Особое место в пищевых системах земледельческих и скотоводческих народов занимают различные алкоголесодержащие напитки. Таковые известны почти у всех народов Старого Света, за исключением специализированных охотников и рыболовов. Данные этнографических и языковедческих наук позволяют заключить, что возраст соответствующих навыков очень велик. На разных стадиях культурного развития они приобретались и развивались независимо у разных народов. Народы, занимавшиеся собирательством, периодически сбраживали содержащие сахар фруктовые соки диких плодов или древесные соки (пальма, берёза, клён), а также дикий мёд до винного состояния. Приготовление вина из винограда (сначала преимущественно из дикого винограда) было известно во многих частях Передней Азии со времён неолита и оттуда вместе с культурой винограда распространилось в Северной Африке, Европе, Юго-Восточной Азии. Кочевым и скотоводческим народам было известно алкогольное брожение молока: например, приготовление кумыса и кефира с содержанием алкоголя до 2–3 %. Земледельческие народы приготовляли пиво из растений, содержащих крахмал и служивших основными возделываемыми культурами (кукуруза, рис, просо, ячмень и другие зерновые культуры)
В продолжении текста про французов есть ещё интересное, так же близко пересекающаяся с реалиями китайской действительности, где важнейшим поставщиком не растительного белка была рыба:
К тому же была еще и рыба. Выбор был очень широким — от осетра, которого подавали на столы аристократов, до каракатиц, бедняцкой «рыбы»... В самых мелких ручьях, в самых крохотных прудах систематически ловили рыбу. Города наживались на своих рвах, сдавая их на год в аренду рыболовам-предпринимателям. Они брали плату за право удить из прибрежных домов, забрасывать сети в реку из пришвартованной лодки, ловить удочкой с моста.
Важное место рыбы в повседневности хорошо отражено в местном фольклоре, распространенное благопожелание достатка в семье звучит как пожелание из года в год видеть на столе рыбу:
年年有鱼
Здесь игра слов построения на созвучии слов "рыба" и "излишки" (余 yú), означая благополучие и процветание в семье. Это популярное пожелание на Китайский Новый год, означающее:
Пусть каждый год будет изобильным!
Как уже говорил ранее, северная граница возделывания риса проходит приблизительно по линии хребет Циньлин – река Хуанхэ. А выше этой линии рис традиционно не выращивали, наверное холодно для него или урожайность была сильно ниже, а это не позволяло делать запасов и так далее. В общем, выше Хуанхе расположена значительная часть страны. И в тех регионах основной культурой были пшеница, просо, гаолян (разновидность сорго), ячмень. Соответственно и ели продукты из этих зерновых.
И в южных широтах издавна в рисовые чеки запускали мальков рыб, тем самым обеспечивая рацион крестьян и зерном, и рыбой. А рыбных блюд разных в Китае - не перечесть, ведь нет единой китайской кухни, каждый регион славится какой-то своей уникальной особенностью. Вот вам для сравнения вариант ухи по китайски! :)
В общем, даешь разнообразие в повседневном питании! Не зря традиционная китайская медицина предписывает начинать лечение сперва через питание и поведение, ибо неправильный образ жизни и не полезная еда с несоблюдением режима питания часто становятся первопричиной серьезных проблем со здоровьем. Кстати, вот что мне всегда нравилось в Китае, так всеобщее неуклонное соблюдение режима питания: война войной - а приём пищи всегда в дно и тоже время.
Но причем тут ушу?, - спросит пытливый читатель. А с #ушу всё просто, всё давно сказано в известной улиньской поговорке:
Если не ешь мясо - откуда возьмется #Гунфу?
Не пьешь алкоголь - откуда возьмется дух-Шэнь?
Думаете, просто так монахам Шаолиня высочайшим императорским указом было разрешено вкушать мясо и рыбу?
Хотя на самом деле в буддизме нет не только запрета на мясоедение, но и даже попытки Дэвадатты ввести вегетарианство были в свое время пресечены, а обычно приписываемые Будде Шакьямуни слова о недопустимости мясоедения находятся совсем не в Дхаммападе, но в Сурамгама-сутре, созданной уже в Китае примерно в восьмом веке. Но с времен еще древних династий Шан-Инь, когда мясо и вино были очень ценными продуктами, обладание ими демонстрировало состоятельность и статус, хотя тогда в первую очередь было связано с ритуалом. Но не только.
Чжоу… любил вино, распутство и развлечения... [Он] собирал большие увеселительные сборища в Шацю, вином наполнял пруды, развешивал мясо, [из туш] устраивая лес...
Сыма Цянь, Исторические записки
Однако на буддистов Поднебесной распространялся Регламент о запрете употребления вина и мяса («断酒肉文» duànjiǔ jiǔròu), введенный ещё императором У-ди династии Лян. С ним когда-то как раз и встречался Бодхидхарма, от которого традиционно ведут своё ушу монахи Шаолиня, и которым позднее Ли Шиминь якобы разрешил есть мясо.
Но интересно другое. В «Записях о главных победах монахов-воинов», написанных Чжэн Жоцзэном (1503 — 1570), приводится классификация крупнейших центров буддийских боевых искусств Китая его времени:
- самые лучшие монахи, естественно, были с Суншаньских гор, из упомянутого ранее Шаолиня в провинции Хэнань;
- на втором месте в боевом мастерстве оказались буддийские монахи из монастырей с горы Фунюшань, опять же провинция Хэнань;
- на третьем месте разместились монахи-воины из буддийских монастырей с горы Утайшань в провинции Шаньси.
Кроме этого, он упоминает буддийских монахов-воинов и из других регионов Китая, в частности, из монастырей города Ханчжоу в провинции Чжэцзян...
И мне тут сразу становится интересно, а как в этих монастырях соблюдали вышеупомянутый запрет на мясо и алкоголь?
Продолжение следует...
Дм. Моисеев, СПб