Найти тему
Use your English

Зачем учиться взрослым?

Почему учиться всю жизнь – полезно и приятно.
Почему учиться всю жизнь – полезно и приятно.

Когда венгерской переводчице Като Ломб было 92 года, она взялась изучать два новых языка. До этого она освоила и использовала уже .. языков, а теперь, в 92 года, взялась за совершенно новые для себя – иврит и арабский. Всего като Ломб прожила 95 лет, оставаясь до самого последнего дня в здравом уме и ясном разуме.

Конечно, подумаете вы, эти полиглоты, у них там что-то по-другому устроено голове, это же талант, я так не смогу, да и зачем?

На самом деле, по статистике, в мире как раз больше людей, которые живут на двух и более языках, чем тех, кто использует только один – вы знаете, что в Швейцарии, например, 3 официальных языка, в некоторых частях России есть республики со своими языками, которые используются наравне с русским. То есть изучение и использование иностранных языков – это норма!

Давайте поговорим о том, как и зачем вам учить иностранные языки, если вы уже много лет назад закончили школу и при чем тут ваше счастье.

Не для оценки.

Помните, в школе вам рассказывали, что иностранный язык нужен, чтобы поехать за границу? Теперь все в мире устроено очень просто – тут кнопка, тут приложение, тут автоматический перевод на все языки, иногда за все путешествие и не найдешь возможости сказать что-нибудь, кроме Hello. Так для чего тогда учить иностранные языки?

Кроме того, что изучения языка или языков – хобби на всю жизнь, занятие, которое подарит вам тысячи часов удовольствия и сотни новых знакомств и впечатлений, это еще и огромная польза для вашего мозга и психологического состояния. Даже уровень счастья зависит от того, учитесь вы чему-нибудь или нет!

Неудивительно, что в современоом мире все популярнее становится идея lifelong learning – учебы в течение всей жизни, а сама учеба становится все более развлекательной, теперь есть даже термин для сомещения учебы и развлечения – edutainmnet (education “образование” + entertainment “развлечение”)

Если вы думаете, что уже поздно что-то учить, память не та, да и времени нет, поверьте исследованиям о нейропластичности – ученые доказали, что наш мозг «растет» всю жизнь – он постоянно меняется, создавая и пытаясь создавать новые нейронные связи. Конечно, в дестве это происходит быстрее, но нет никакого момента в жизни человека, когда можно сказать: «Все, теперь поздно». Если вы будете давать своему мозгу пищу для размышлений, повод и способы для труда, будете бросать ему интеллектуальные вызовы, он будет меняться, будет приобретать новые привычки и новые знания. Можно сравнить это с фитнесом – мышцы есть у всех, но только у тех, кто дает им нагрузку, они сильные и выносливые.

Если вы вообще не учили иностранные языки или уже забыли, когда это было и как, вам будет еще интереснее и полезнее - новый опыт мы запоминаем гораздо лучше. Помните, как вы впервые оказались в самолете, выступали на сцене или расстались с первым возлбленным? Что-то новое остается у нас в памяти надолго, иногда даже навсегда. И, наоборот, какими скучными казались школьные уроки с одинаковыми заданиями, скучными повторениями одного и того же.

Дофаминовая цепочка, которая регулирует все наше поведение, привычки и предпочтения, получает новый вброс дофамина, когда с нами происходит что-то новое. Без этого ощущения новизны все занятия становятся скучной рутиной, учеба, работа, даже личные отношения…

Не позволяйте рутине захватить себя и свой мозг, добавляйте новые знания и впечатления в свою жизнь. Кроме того, если вы начнете учить что-то новое или давно забытое старое, вы увеличите свои шансы на долгую и интеллектуально здоровую жизнь – исследования показывают, что люди, которые все время делают что-то новое и испытывают новые ощущения, сохраняют лучшую память и способность обучаться до 90 лет и больше.

Стоит только начать!

Счастье от учебы.

Да, ваш уровень счастья действительно зависит от того, делаете ли вы что-то новое, испытываете ли новые ощущения, приобретаете ли новый опыт или двигаетесь по привычным маршрутам, соблюдая свой обычный распорядок дня.

Любая учеба, а особенно изучение инсотранных языков, это постоянные встречи с новой информацией, новыми словами, новыми фактами и историями. Стремление к новизне – у нас в крови, это свойство большинства млекопитающих – если мышке в лабораторном лабиринте открыть новую дверь, она обязательно побежит в нее, если ребенку показать новую и старую игрушки, он обязателньо выберет новую.

Мы стремимся к новому, потому что это делает нас счастливее – исследования мозга показывают, что новые впечатления вызывают у нас всплеск дофамина – нейромедиатора, ответсвенного за уровень счастья.

Объяснение простое – учиться человеку было необходимо для выживания. Когда мозг человека стал увеличиваться, становиться более сложным, способность к учебе стала необходимостью, на одних инстинктах было уже не выжить. Так что те, кто начинали учиться и учить новое, кроме приятного всплеска дофамина, получали еще и больший шанс на выживание.

Теперь, конечно, мы живем в спокойном и по большей части безопасном мире, но учиться и учить что-то новое по-прежнему приятно и полезно, если правильно подойти к процессу – искать новые способы, выбирать те, что приносят удовольствие, руководствоваться внутренней мотивацией, а не оценками преподавателей.

Кроме удовольствия, постоянная учеба полезна еще и для мозга, давайте посмотрим, каким образом.

Держим мозг в форме.

Да, у полиглотов действительно по-другому устроен мозг – исследования показывают, что у детей-билингв, то есть тех, кто с рождения живет в двуязычной среде, количество серого вещества больше, чем у их сверстников, которые живут только на одном языке. Серое вещество – это то, чем так умело пользовался великий детектив Эркюль Пуаро, если говорить просто, это наш ум.

Есть и другие исследования – людей, которые пережили инсульт. К удивлению ученых, те люди, которые знали больше одного языка, легче переносили последствия инсульта, быстрее и с большей вероятностью возвращались к нормальной жизни, возобновляли речевую деятельность и способность обучаться.

Последние несколько десятков лет усиленно изучают депрессию – говорят, это новая опасность для всего мира, процент страдающих депрессией растет, огромные средства и труд брошены изучение этой болезни и поиска лекарств. Как оказалось, изучение иностранных языков и вообще учеба – возможный помощник в борьбе с депрессией. Дело в том, что когда мы сталкиваемся с чем-то новым, неизвестным нам, мы задействуем те участки мозга, которые помогают в выработке …. который так необходим для борьбы с депрессией и ее предотвращения.

Кстати, участки мозга, которые ответственны за память, то есть за учебу – ведь мы учимся, запоминая что-то новое, очень связаны с участками мозга, ответственными за удовольствие. Помните, как вам нравилось петь вместе с мамой песенки перед сном или «В лесу родилась елочка» под Новый год? Вы и сейчас вспомните эти песни, вместе с приятными ощущениями, которые испытывали тогда. Таким образом, соединяя учебу с удовольствием, вы не только увеличиваете свои шансы не бросить учиться, но и повышаете шансы что-то запомнить.

Но как же сделать учебу приятной?

Когда Советский Союз распался, оказалось, что моя бабушка теперь живет в Эстонии, и там говорят на эстонском языке. Бабушка обвесила весь дом эстонскими фразами, выписывала их и заучивала, но все тщетно – она живет в небольшом городе, где все говорят по-русски, за последние 20 лет ей приходилось сталкиваться с эстонским языком не больше 10 раз, да и способ она выбрала самый скучный – зазубривание слова и фраз.

Конечно, смысла в такой учебе нет - при зазубривании мозг быстро переходит в режим «автопилота» и не откладывает полученную информацию в разде долговременной памяти. То есть выучить на сутки – пожалуйста, но вот через пару недель вы этого уже не вспомните.

Кроме того, без логичного заверщения – использования изученного материала – вы быстро все забудете.

Предлагаю не просто учиться и учить языки, а жить на них. Просто включите иностранный язык в свою ежедневную жизнь, не дожидаясь, пока появится время на полноценный урок. Переведите свою технику на тот иностранный язык, который учите, ведите дневник или заметки на этом языке, выписывайте иностранные журналы на интересующие вас темы, от моды до физики – только то, что интересно вам, смотрите любимые сериалы в оригинале, слушайте песни и подпевайте им на том языке, который хотите выучить, читайте новости по утрам на иностранном языке, заведите интересные знакомства онлайн или оффлайн с иностранцами.

Не ждите, пока появится этот магический дополнительный час в сутках и вот тогда вы как сядете, как выучите все! Он не появится, а вы упустите столько времени, а, самое главное, столько удовольствия и возможностей поддержать свой мозг в форме!

Стоит только найти приятные способы изучения и получить этот прилив дофамина, и вас будет уже не остановить!

Попробуйте прямо сейчас и убедитесь сами. Если у вас сейчас «действительно нет времени», просто поставьте таймер на телефоне на 5 минут и посвятите это время приятной учебе – напрмиер, послушайте песню на иностранном языке и прочитайте к ней текст.

5 минут ничего не изменят в вашем рабочем графике, а вот в будущем вашего мозга и счастья – вполне.

Анастасия Иванова - автор книги "Как перестать учить иностранный язык и начать на нем жить"

в Instagram https://www.instagram.com/use_your_english/?hl=ru

Сайт: https://useyourenglish.ru/