Культура - многоликое понятие, которое включает в себя совокупность человеческих ценностей (материальных и духовных), исторически сложившихся на определенной территории. Это все достижения человека имеющих практическую значимость (пользу).
Именно те достижения, которые обладают факторами созидания, а не разрушения, принято называть культурой.
Другое понятие, которое мы рассмотрим и которое звучит в современное время довольно часто - это "Терроризм".
Однозначного четкого определения у этого явления нет. Но думаю дословный перевод с латыни очень близко отражает суть "страх, ужас". Т.е это политика по достижению определенных целей через воздействие на людей посредством страха смерти, ужаса, дезориентацию.
Террору сопутствуют разрушение, смерть, потеря, зло.
Оба понятия "культура" и "терроризм" уходят корнями в античность. Между этими словами нет ничего общего и рядом стоять они не должны. Но наша современность расставила все по-своему. Сегодня как никогда культурный терроризм стал проблемой.
На просторах интернета и за время своей научной деятельности, я нашла два определения этому словосочетанию. Оба отражают события современного мира, которые происходят сейчас с нами, с каждым из нас.
1-е -Культурный терроризм по отношению духовной культуре человека. Имеет глобальные масштабы своего распространения, затрагивает каждого человека на планете. Объектом такого террора служат главные ценности человека. Происходит подмена культурных понятий, взглядов и ценностей путем пропаганды, через СМИ, рекламу, кино, литературу.
Это действия заинтересованного круга лиц ("теневое правительство", "Комитет 300", "Бильдербергский" и "Римский" клубы -зовите как хотите, у дьявола много лиц) по разрушению традиционных человеческих систем, таких как семья, жертвенность, любовь, религия, сексуальные ограничения, мораль, национальность, консервативные традиции и обычаи отдельных народов, патриотизм, долг и т.д.).
Все вышеперечисленные ценности человеческой культуры ИМ противны, поэтому интенсивно идет подпольная борьба по "перезагрузке" человека в послушную и управляемую "биомассы".
2-е. Это то, о чем пойдет речь ниже. Культурный терроризм по отношению к материальной культуре человечества, его творению.
Сознательное нанесение ущерба и/или уничтожение культурных ценностей. В какой-то степени схоже и пересекается с понятием "вандализм". Но эти два понятия все-таки отличаются.
Вандализм - это термин, пришедший к нам с античности и определяет некое состояние духа человека, заставляющего его ненавидеть все чем восхищаются и считают прекрасным другие. Происхождение "вандализма" связано с названием восточно - германского племени вандалов.
Это племя оставило след в истории, разграбив вечный город Рим (455г.), увезя с собой многие предметы искусства и драгоценности. А то, что им не понравилось или не смогли взять вандалы просто уничтожили.
От их беспощадности, дикости и невежестве пошло производное слово "вандал". Вот так и в наши дни вандализм - это бессистемное, неразборчивое разрушение культурных памятников, где сама цель - это уничтожить красиво для всех. Последствия для вандалов как правило не интересны, им важен сам процесс.
То культурный терроризм имеет другой смысл. Это спланированное преступление против конкретного объекта. Такое деяние имеет ярко выраженный мотив и рассчитано на конкретные последствия.
Культурный терроризм, носит более разборчивый характер, чем вандализм. Это не бессмысленное уничтожение памятников, а спланированное действие незаконного характера, рассчитанное на дальнейшие последствия..
Например, к нему прибегают, когда надо подорвать дипломатические отношения, разжечь межнациональные конфликты, столкнуть интересы общества и власти.
Культурный терроризм был популярен во время Холодной войны между СССР и США, во времена Мировых и Гражданских войн, Революций.
Как он выражается
Действия культурных террористов, по отношению к искусству, часто схожи и однообразны - цели и последствия различны. Преступники выбирают объект по идеологическим соображениям (часто это самые дорогие картины или редкие экспонаты), приходят под видом обычного туриста и среди белого дня совершают акт преступления (как камикадзе среди скопления людей).
Орудие преступления культурных террористов тоже похожи. Расположла список по "популярности":
- кислота
- краска
- огнестрельное оружие
- холодное оружие (колющие, режущие предметы)
- человеческие экскременты
К счастью, чаще экспонаты после покушения, удается спасти, но есть случаи и абсолютной потери. На восстановления уходит очень много времени и денег. Например картину Рембрандта "Даная" восстанавливали 12 лет.
Привожу лишь краткий список картин, на которые неоднократно совершалось покушение:
На первом месте самая популярная картина у террористов, поэтому и самая охраняемая в мире - "Мона Лиза" да Винчи. Применялась: кислота, камень, краска.
Картины Рембрандта "Даная" и "Ночной дозор". Оружие: нож, кислота. Репин "Иван Грозный и сын его Иван" - нож. Диего Веласкес "Венера с зеркалом" - нож. Томас Гейнсборо "Утренняя прогулка"- отвертка. Казимир Малевич "Супрематизм" - краска. Василий Верещагин «Воскресение Христово» и «Святое семейство» - кислота. Список можно продолжать бесконечно.
Есть "мягкая" форма культурного терроризма, когда предметы искусства не уничтожаются, ведь на них можно неплохо заработать. Это не идейные фанатики, а грабители-профессионалы. Такие террористы преследуют цели получение большой прибыли.
Их объектом редко бывают самые известные шедевры (их тяжело потом сбыть), они не "брезгуют" скромными работами для дальнейшей перепродажи, получение выкупа у гос-ва, музея или страховой компании, на заказ для "черных коллекционеров".