Так сложилось, что я живу на два города и часто езжу из Санкт-Петербурга в Одессу и обратно. И сегодня я хочу рассказать вам о династии архитекторов Бернардацци, которые прославили своими творениями не только эти два города, но и другие города России.
Бернардацци - древний род, происходивший из селения Памбио в окрестностях швейцарского Лугано. Первым из Бернардацци в Россию приехал искусный мастер Винченцо-Антонио, который родился 27 октября 1718 года в Памбио. В марте 1745 года Винченцо заключил контракт "на четыре года работы в Петербурге с оплатой по 250 рублей ежегодно". В Петербуре Винченцо Бернардацци первое время работал на перестройке Царскосельского дворца у знаменитого архитектора Растрелли, а затем - на строительстве комплекса Аничкова дворца на Фонтанке. В апреле 1749 года Винченцо Бернардацци был переведен старшим каменным мастером на строительство зданий Воскресенского (Смольного) монастыря по проекту Растрелли. На протяжении девяти лет Винченцо Бернардацци занимался возведением основных зданий монастыря, особенно собора. Кроме этого, он строил частные здания в Санкт-Петербурге. Летом 1756 года Винченцо был членом особой Комиссии по восстановлению Петропавловского собора после пожара. По окончанию всех работ летом 1758 года он вернулся в родное Памбио, где и скончался 5 апреля 1761 года.
Его сын, Карло-Франческо, также работал в Петербурге в начале 19 века вместе со своими сыновьями Антонио-Винченцо и Франческо под руководством знаменитого архитектора Джакомо Кваренги. Известно, что Антонио-Винченцо Бернардацци участвовал в 1804-1807 годах в строительстве здания Екатерининского института на Фонтанке. Возможно, что они также занимались и возведением частных домов в северной столице.
Другой сын Винченцо — Джузеппе-младший родился 2 августа 1816 года. Благодаря природным способностям, творческой одаренности Джузеппе уже в восемнадцать лет получает диплом архитектора. А в девятнадцать лет Джузеппе получает приглашение русского императора. Он приезжает в Петербург и работает в императорских дворцах Санкт-Петербурга (в том числе в Зимнем дворце), Кронштадта, Москвы. В марте 1840 года Джузеппе обращается в Российскую Академию художеств с просьбой разрешить выполнить архитектурную панораму города, чтобы получить звание художника. Эскиз с натуры для панорамы был сделан из окна колокольни собора Апостолов Петра и Павла, затем выполнен на пяти листах тушью, пером и акварелью. Готовое изображение панорамы по просьбе Джузеппе Бернардацци министр двора князь Волконский преподнес Николаю Первому. Монарх распорядился литографировать понравившийся ему оригинал.
Впоследствии русское правительство поручает Джузеппе разработать план Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 годов. Франция неоднократно обращалась к архитектору с предложением передать эти планы за миллионное вознаграждение, однако Джузеппе Бернардацци с возмущением отказался. В 1859 году Джузеппе по состоянию здоровья вынужден был вернуться на родину и продолжал свою работу уже там. Он оставил после себя огромное богатство — прекрасные архитектурные сооружения, панорамы, картины, проекты, сохранившиеся до наших дней.
Помимо сыновей, в 1822 году в Россию приехали и два брата Винченцо-Антонио Бернардацци . Это были: Джованни Баттиста (Иоганн Карлович, 1782-1842) и Джузеппе-Марко (Иосиф Карлович, 1788-1840) Бернардацци.
Они приняли российское подданство, и Россия стала для них вторым домом. Принято считать, что оба брата были архитекторами, но на самом деле, им был только младший из братьев - Джузеппе, а Джованни был каменотесом высокой квалификации, то есть строителем. Они были неразлучны в жизни и в работе. Судьба сложилась так, что они умерли почти одновременно с разницей всего в два года. Но они успели построить на Кавказе город Пятигорск, поработать в Кисловодске и Ставрополе.
В Пятигорске у Джузеппе в 1831 родился сын Александр (Иосифович). Конечно, он продолжил династию архитекторов и окончил в Петербурге с отличием строительное училище. После окончание учёбы Александр отправляется в Кишинёв. Там он строит более 30 зданий, а с 1856 по 1876 год исполняет обязанности городского архитектора.
В 1878 году Александр Бернардацци переезжает в Одессу и начинает частную практику. Летом 1880 года по заказу Общества юго-западных железных дорог Бернардацци построил в Одессе железнодорожный вокзал по проекту петербургского архитектора В. А. Шретера. Это здание было разрушено фашистами в 1944 году.
В 1883 году Александра Иосифовича приглашают на должность архитектора при Новороссийском университете. Благодаря исключительному мастерству, требовательности к себе и подчиненным к середине 1880-х годов он стал наиболее почитаемым исполнителем как частных, так и городских заказов.
В 1893 году Александр Иосифович Бернардации становится главным архитектором Одессы и проектирует большое количество жилых доходных зданий и особняков. Среди них дома по улицам Преображенской, 15 (1891); Пастера, 32 (1891); Гоголя, 23; Троицкой, 20; Базарной, 20 (1893); табачный магазин по улице Дерибасовской, 31 (1894); особняк по улице Дидрихсона, 7 (1900); и множество других.
К 100-летию Одессы Александру Бернардацци, выдающемуся зодчему, члену Петербургского Общества архитекторов, поручают проектирование и строительство множества общественных зданий.
Но особую известность получило спроектированное Бернардацци в 1898-1899 годах здание гостиницы "Бристоль". Гостиница с таким же названием была в Вене, там любила отдыхать одесская знать. Отель "Бристоль" был признан одним из роскошнейших и самых благоустроенных в России той эпохи. В разное время здесь останавливались Теодор Драйзер, Джеймс Олдриж, Вера Холодная, Исаак Бабель, Владимир Высоцкий. После революции "Бристоль" переименовали в "Красную", но потом вернули историческое название.
Напротив гостиницы Александр Бернардацци построил здание Новой Биржи (ныне – Одесская областная филармония). После её открытия в 1899 году, не было предела восхищению и сравнениям. Корней Чуковский называл ее "биржей в мавританском стиле", а Леонид Утесов справедливо назвал "красивейшим зданием в городе".
В нише огромной входной лоджии филармонии в день 50-летия архитектурной деятельности автора, в 1900 году, благодарными одесситами был установлен бюст “самого титулованного” в истории города и известного далеко за его пределами зодчего – Александра Иосифовича Бернардацци.
Ещё одно здание, выполненное в неомавританском стиле, - это роскошное здание гидропатического заведения Шоршейна на улице Елисаветинской. Александр Бернардацци в 1894 году переработал первоначальный проект 1876 года архитектора Василия Мааса и дом стал настоящим украшением города. В подвале этого здания уже после начала революции 1917 года находилось известное арт-кафе ХЛАМ («Художники. Литераторы. Артисты. Музыканты»). Причем в качестве мебели поэты и артисты использовали мраморные ванны, оставшиеся от лечебницы. В 1921 году кафе переименовали в «Мебос». Здесь оттачивали свой литературный талант члены одесского отделения Всеукраинского союза писателей и поэтов: Илья Ильф, Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, Лев Славин и многие другие. В настоящее время здание входит в состав Академии холода. В советское время с него исчезли башенки и некоторые другие элементы архитектурного декора.
В 1897 году Александр Бернардацци вернулся в Кишинев, где до конца жизни продолжал проектировать для городов Бессарабии и Одессы, Крыма и Херсонской губернии. Умер великий архитектор в командировке в Фастове под Киевом 14 августа 1907 года. И был похоронен согласно его завещанию рядом с матерью, в Кишиневе.
Двое сыновей Александра Осиповича продолжили династию. Александр Александрович Бернардацци-младший строил особняки и доходные дома в Санкт-Петербурге, в том числе знаменитый "Дом сказки". Но об этом в следующей статье.
Для подготовки статьи использованы материалы сайтов odessa-memory.info, oldchisinau.com, odessa1.com
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё:
- Пираты, регаты, российский император - и всё в одном городе!