Найти тему
Русский анализ книг

Маршал Жуков о первых часах войны. Как вел себя Сталин

22 июня 1941 г. фашистские войска вероломно напали на Советский Союз, в результате чего началась Великая Отечественная война. Маршал Жуков, занимавший в то время должность начальника генерального штаба, рассказывает в своих мемуарах как развивались события в ту роковую ночь:

«В ночь на 22 июня 1941 года всем работникам Генштаба и Наркомата обороны было приказано оставаться на своих местах. Необходимо было как можно быстрее передать в округа директиву о приведении приграничных войск в боевую готовность. В это время у меня и у наркома обороны шли непрерывные переговоры с командующими округами и начальниками штабов, которые докладывали нам об усиливавшемся шуме по ту сторону границы. Эти сведения они получали от пограничников и передовых частей прикрытия.
Примерно в 12 часов ночи 21 июня командующий Киевским округом М. П. Кирпонос, находившийся на своем командном пункте в Тернополе, доложил по ВЧ, что, кроме перебежчика, о котором сообщил генерал М. А. Пуркаев, в наших частях появился еще один немецкий солдат — 222-го пехотного полка 74-й пехотной дивизии. Он переплыл речку, явился к пограничникам и сообщил, что в 4 часа немецкие войска перейдут в наступление. М. П. Кирпоносу было приказано быстрее передавать директиву в войска о приведении их в боевую готовность. Все говорило о том, что немецкие войска выдвигаются ближе к границе. Об этом мы доложили в 0.30 минут ночи И. В. Сталину. И. В. Сталин спросил, передана ли директива в округа. Я ответил утвердительно.
Маршал Жуков, 1941г.
Маршал Жуков, 1941г.
...Под утро 22 нюня нарком С. К. Тимошенко, Н. Ф. Ватутин и я находились в кабинете наркома обороны.
...В 3 часа 30 минут начальник штаба Западного округа генерал В. Е. Климовских доложил о налете немецкой авиации на города Белоруссии. Минуты через три начальник штаба Киевского округа генерал М. А. Пуркаев доложил о налете авиации на города Украины. В 3 часа 40 минут позвонил командующий Прибалтийским округом генерал Ф. И. Кузнецов, который доложил о налетах вражеской авиации на Каунас и другие города.
Нарком приказал мне звонить И. В. Сталину. Звоню. К телефону никто не подходит. Звоню непрерывно. Наконец слышу сонный голос дежурного генерала управления охраны. Прошу его позвать к телефону И. В. Сталина. Минуты через три к аппарату подошел И. В. Сталин. Я доложил обстановку и просил разрешения начать ответные боевые действия. И. В. Сталин молчит. Я слышу лишь его дыхание.
— Вы меня поняли?
Опять молчание.
Наконец И. В. Сталин спросил:
— Где нарком?
— Говорит с Киевским округом по ВЧ.
— Приезжайте в Кремль с Тимошенко. Скажите Поскребышеву, чтобы он вызвал всех членов Политбюро.
В 4 часа 10 минут Западный и Прибалтийский округа доложили о начале боевых действий немецких войск на сухопутных участках округов. В 4 часа 30 минут утра все вызванные члены Политбюро были в сборе. Меня и наркома пригласили в кабинет.
И. В. Сталин был бледен и сидел за столом, держа в руках набитую табаком трубку. Он сказал:
— Надо срочно позвонить в германское посольство.
В посольстве ответили, что посол граф фон Шуленбург просит принять его для срочного сообщения. Принять посла было поручено В. М. Молотову.
Тем временем первый заместитель начальника Генерального штаба генерал Н. Ф. Ватутин передал, что сухопутные войска немцев после сильного артиллерийского огня на ряде участков северо-западного и западного направлений перешли в наступление.
Через некоторое время в кабинет быстро вошел В. М. Молотов:
— Германское правительство объявило нам войну.
И. В. Сталин опустился на стул и глубоко задумался. Наступила длительная, тягостная пауза. Я рискнул нарушить затянувшееся молчание и предложил немедленно обрушиться всеми имеющимися в приграничных округах силами на прорвавшиеся части противника и задержать их дальнейшее продвижение.
— Не задержать, а уничтожить,—уточнил С. К. Тимошенко.
— Давайте директиву,—сказал И. В. Сталин.
В 7 часов 15 минут 22 июня директива наркома обороны № 2 была передана в округа. Но по соотношению сил и сложившейся обстановке она оказалась явно нереальной, а потому и не была проведена в жизнь...
»

Вот так, по маршалу Жукову, начиналась Великая Отечественная война.

Сегодня популярна байка о том, что Сталин, узнав о начале войны, так распереживался и разнервничался, что потерял контроль над собой. Как видим, Жуков ее опровергает. Быть может, Сталин и был несколько растерян или, лучше сказать, поражен случившимся, но это вполне естественно с учетом масштаба происходивших событий. Мощнейшая немецкая армия, за два года завоевавшая половину Европу, вероломно напала на СССР. Начиналась война, а значит впереди были годы лишений, страданий, жертв. Вставал вопрос о самом существовании государства... На такой теме спекулировать нельзя.

Да, если верить Жукову, Сталин задумался, на некоторое время воцарилось «тягостное молчание», но уже через пару минут все начали работать в стандартном режиме. Пытаться уличить тут в чем-то Сталина просто глупо.

Есть еще одна байка о том, что Сталин первую неделю войны покинул Кремль и отсиживался где-то на даче (господи, кто в это верит?). Но об этом мы подробно поговорим в следующих статьях.

Товарищ Сталин, самый оклеветанный человек в истории
Товарищ Сталин, самый оклеветанный человек в истории

Источник: Жуков Г.К. Воспоминания и размышления — М.: Издательство Агентства печати Новости, 1969.

Ваши лайки и комментарии выводят публикацию в топ