Нового расцвета Переславль достиг при Иване Грозном. Начать с того, что, будучи крестником Даниила Переславского, царь с семьей приезжал в город на богомолье и однажды, в 1557 году, любимая жена Ивана, тогда еще не Грозного, Анастасия, разрешилась от бремени в трех верстах от города.
На месте рождения сына царь приказал поставить часовню, а роженицу с ребенком отвезли в ближайший монастырь - в те века функции больниц чаще всего брали на себя именно монастыри, поскольку монахам а) свойственно радеть о страждущих, б) монахи просто были более образованными и в) в монастырях просто было больше свободного места.
Как бы то ни было, Анастасию привезли в монастырь Феодора Стратилата, тот самый, что помнил Великую Северо-Восточную междоусобицу. Мальчика назвали Феодором (в современном прочтении Фёдором), и ему суждено было стать последним Рюриковичем на русском престоле.
В благодарность Иван IV повелел построить собор в честь Федора Стратилата. Собор построили довольно быстро и - что удивительно - он прекрасно дожил до наших дней.
А Феодоровский монастырь вновь вошел в историю столетием позже, когда во время морового поветрия 1654 года «население города уменьшилось в 5 раз» и не достигало двух тысяч человек. Тысячи обездоленных людей скитались тогда по опустевшим городам Руси. Многие овдовевшие и осиротевшие женщины и девицы Переславля, окрестных сел и деревень искали убежища и пропитания, но все пригородные монастыри были мужскими. Положение инокинь было очень тяжелым: «иные-де во граде и по селам, и по деревням живут в мирских домах, иные-де скитаются меж домов и от скудости помирают голодной смертью». Так Феодоровский монастырь стал женским, а остававшуюся в нем братию перевели в соседние монастыри - Горицкий, Никитский и Даниловский.
Я вообще люблю путешествовать. По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима