Очередное подтверждение того, что настоящее искусство ни о чём. Важен не столько сюжет (книги, фильма, спектакля и т.д.), сколько, как это сделано. Заранее предупреждаю, что в живописи я - ни бельмеса. Нравится кое-что бессистемно и фрагментарно, Гойа, Делакруа ("Свобода на баррикадах"), наши передвижники, Суриков, например, "Боярыня Морозова".
Вот и сюжет этого фильма по нынешним временам неактуален. Гражданская война, военный коммунизм, никаких скандалов с историческими личностями, которые нынче могли бы привлечь зрителя.
С моей точки зрения - лучший фильм Н. С. Михалкова, вышел на киноэкраны в 1974 году. Позже им был снят очень достойный фильм "Родня", про дальнейшее творчество этого человека я рассуждать не возьмусь, будет много мата. Так же как и про его общественную деятельность.
Не знаю, сам он всё это сделал, или помог кто-то. Мальчик-то непростой, Никита Сергеевич, мальчик золотой. Папаша его, дон Сергей Владимирович, вот Ленина, наверное, помнил смутно, молод ещё был. С Иосифом Грозным - на дружеской ноге, гимн один чего стОит, с Никитой Простым тоже не на ножах. Ну, у Леонида Ильича он конкретно в патриархах ходил, гимн подправил, Сталина оттуда убрал. В эпоху Михал Сергеича и Борис Николаича как-то попритихло семейство во главе с патриархом, личной жизнью больше занималось, капиталами своими. Деньги любят тишину. Но, зато при Владимир Владимировиче третий гимн написан был патриархом (правда, про Сталина и партию слов там нет, про Бога что-то поётся), ну и сыночек младший тоже в пи-ар гору пошёл, чиновничать от кино начал в полный рост.
Собственно, к фильму возвращаюсь. Подбор актёров, даже на эпизодические роли (А. Калягин, например), в то время их никто не знал, как и исполнителей большинства главных ролей, совершенно в точку. Ну, Солоницына знали по фильмам Тарковского ("Андрей Рублёв", "Солярис", позднее - "Сталкер"). Кайдановский, пожалуй, известен был.
А, Богатырёв, Шакуров, Пороховщиков, Костя Райкин на тот момент - совершенно неизвестные люди, которые в дальнейшем сыграли не последнюю роль в киноискусстве и театральной жизни СССР и РФ.
Подбор актёров, мягко говоря, гениален. Музыка Артемьева вписывается в фильм гармонично, мне очень соло на трубе нравится.
Выходит, не важно, кто сделал. Кино-то. Подписался Никита Сергеевич, возможно и по праву, но не в этом дело теперь. 50 лет прошло, а фильм живой.
Больше нечего добавить, или бесконечно долго можно расхваливать. Смотрите, хотелось бы и Ваше мнение узнать об этом фильме.