Найти тему
МИР БУДУЩЕГО

Арабская экспансия в космос: зачем ОАЭ отправляют зонд к Марсу

Forbes Contributor

Фото Emirates Mars MissionВ ночь на 15 июля стартует первый марсианский зонд, созданный арабским государством. Проект обошелся нефтяным монархиям ОАЭ в $200 млн. Какие задачи решает ближневосточная страна и что нового человечество в итоге узнает о Марсе?SHARES

Дополнение: после публикации этого материала стало известно, что запуск отложен в связи с погодными условиями

В ночь на 15 июля к Марсу отправится аппарат с символичным названием «Надежда». Он был создан специалистами из Объединенных Арабских Эмиратов в тесном сотрудничестве с коллегами из США. Это первая межпланетная станция, созданная арабским государством.

ОАЭ не имеют собственного космодрома и не производят ракет-носителей, поэтому зонд будет запущен с территории Японии с помощью японской же ракеты H-IIA.

Арабский космос

Как сообщает арабское издание The National, этот проект обошелся союзу нефтяных монархий в $200 млн. Впрочем, по меркам межпланетных миссий это более чем скромная сумма.

Сроки разработки тоже оказались предельно сжатыми. «Мы сумели создать зонд «Надежда» от идеи до запуска всего за шесть лет. [Обычно] подобные миссии требуют не менее 10 лет», — заявил министр иностранных дел ОАЭ Мухаммад Бин Абдулла Аль-Гергави.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕКосмические планы ОАЭ: как готовят первый орбитальный госпиталь для астронавтовВ Абу-Даби открывают свой Лувр: на что потрачены €105 млнМарс наш? Перспективы и риски российско-европейской миссии к Красной планете
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕКосмические планы ОАЭ: как готовят первый орбитальный госпиталь для астронавтовВ Абу-Даби открывают свой Лувр: на что потрачены €105 млнМарс наш? Перспективы и риски российско-европейской миссии к Красной планете

Запуская этот аппарат, арабское государство решает прежде всего политические задачи. И, кстати, совершенно этого не скрывает. Среди стратегических целей миссии значится «демонстрация лидерства в космических исследованиях» и «утверждение ОАЭ в статусе маяка прогресса в регионе». Символично и то, что «Надежда» должна выйти на целевую орбиту в феврале 2021 года — это год пятидесятилетия независимости ОАЭ.

Напомним, что сегодня на орбите Марса работают американские зонды Mars Odyssey, Mars Reconnaissance Orbiter и MAVEN, а на поверхности Марса — ровер Curiosity и стационарный аппарат Insight. Также вокруг планеты кружат европейские зонды Mars Express и Trace Gas Orbiter (на последнем два из четырех научных приборов созданы специалистами российского Института космических исследований). Еще один аппарат на орбите Марса — индийская межпланетная станция «Мангальян».

В прошлом Марс исследовался американскими, советскими и европейскими аппаратами. Попытку войти в этот клуб предприняла и Япония, но ее единственному зонду «Нодзоми» в 2003 году не удалось выйти на стабильную орбиту вокруг Марса. Нынешним летом должна стартовать и первая китайская марсианская миссия «Тяньвэнь-1».

Заметим, что Индия и Китай (как ранее СССР и США) начали историю своих межпланетных миссий не с марсианских, а с лунных зондов. Арабская федерация не стала размениваться на промежуточные цели. Первый же межпланетный зонд, запущенный арабским миром, отправляется к далекому и манящему Марсу. Планете, на которой, по мнению многих специалистов, в далеком прошлом были океаны и реки. Возможно, там были или даже есть по сей день и собственные микроорганизмы. «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе», как и в эпоху съемок бессмертной комедии, наука по-прежнему не в курсе дела.

Впрочем, резоны у создателей зонда вполне земные. И не только политические, но и экономические. В числе стратегических целей арабской миссии упомянуто и «создание научных знаний, поскольку устойчивая ориентированная на будущее экономика — это экономика, основанная на знаниях». Иными словами, представители ОАЭ практически прямым текстом заявляют: нефть и/или спрос на нее рано или поздно закончится, и странам-экспортерам хорошо бы подойти к этому моменту с развитым наукоемким производством.

Метеоспутник для неземного неба

Что представляет собой зонд «Надежда»?

Прежде всего, это исключительно орбитальный аппарат. Он не несет на борту никаких посадочных модулей, тем более марсоходов. Посадка на другую планету — гораздо более сложная задача, чем выход на орбиту, и в ОАЭ решили начинать с синицы в руках (что вполне логично для первой межпланетной миссии в истории государства).

Если не принимать в расчет солнечные батареи, по размерам 1350-килограммовый зонд сопоставим с небольшим автомобилем: около трех метров в длину. Правда, развернутые солнечные панели превращают его во внушительное восьмиметровое сооружение.

Основная научная цель «Надежды» — изучение марсианской атмосферы. Для этого она несет на борту три прибора.

Спектрометр EMIRS будет наблюдать нижние слои атмосферы Марса в инфракрасных лучах. «Под прицел» попадет пыль, водяной пар, кристаллы льда (из которых на Красной планете состоят облака) и температура «воздуха».

Камера EXI будет снимать Марс в видимом свете и ультрафиолетовых лучах. Она позволит получить снимки поверхности планеты в высоком разрешении, а также изучить содержание озона и водяного пара в нижних слоях атмосферы.

Наконец, ультрафиолетовый спектрометр EMUS займется верхними слоями газовой оболочки. Он будет измерять содержание водорода и кислорода в атмосфере. Поясним, что эти газы получаются при расщеплении молекул воды солнечным ультрафиолетовым излучением. С этим процессом ученым по-прежнему далеко не все ясно. Например, остается вопрос, как на него влияет время года и погодные явления. Одна из научных целей миссии — решить эту проблему.

В целом аппарат, как заявляют разработчики, «впервые предоставит полную картину марсианской атмосферы». Ежедневные наблюдения помогут создать «глобальную карту погоды». Конечная цель состоит в том, чтобы выявить силы, определяющие климат Марса.

Номинальная продолжительность миссии — один марсианский год (около двух земных). Впрочем, подобные сроки обычно назначаются с большим запасом, так что можно надеяться, что аппарат прослужит существенно дольше.

Заметим, что арабский зонд станет далеко не первым аппаратом, изучающим марсианскую атмосферу. Метеорологические наблюдения — обычная практика для марсианских миссий. В частности, зонд Insight, работающий на поверхности Красной планеты с ноября 2018 года, передает ежедневные метеосводки. Орбитальные аппараты MAVEN и Trace Gas Orbiter и вовсе специально предназначены для изучения газовой оболочки планеты.

Тем не менее атмосфера Марса по понятным причинам изучена несравненно хуже, чем воздушная оболочка земного шара. Планетологи будут рады любой дополнительной информации об этом соседе Земли, которой обеспечит их «Надежда». Действуя в собственных интересах, арабское государство послужит делу познания Вселенной, в чем и состоит особенность космической гонки со времен первого спутника.