Коллекторы звонят третьим лицам. Что делать?
Как только просрочка по кредиту превышает 3-5 дней, вам начинают звонить сотрудники банка или МКК. Их задача - напомнить о просрочке и заставить должника изыскать ресурс и заплатить очередной платеж. На этой стадии все предельно вежливы, но должник в панике - кредитную историю портить не хочется. Многие бегут в другой банк/МКК и берут новый займ - перекрыть старый. Иногда сама МКК предлагает залезть в долговую яму поглубже - вам любезно предлагают сумму, которая покроет процент по старому долгу и даже кое-что перепадет на руки должнику. Общая сумма долга вырастет, но мы не будем думать об этом сегодня - отсрочим платеж на месяц и купим детям еды. Таким образом мой долг в 5 000 рублей вырос до 15 000.
И вот наступает момент, когда платить нечем, а общая сумма платежей по долговым обязательствам давно превысила 50% вашего дохода. А если доход нестабильный, сроки начинают расти. Опять звонят коллекторы. Вы не берете трубку.
По закону № 554-ФЗ с 1 января 2020 года общая сумма долга с процентами не может превышать первоначальный долг более чем в 1,5 раза (до 2019 - в три раза, с 1 июля 2019 - в 2,5 раза). То есть если вы взяли 5 000 рублей, независимо от продолжительности просрочки, больше 7 500 по суду с вас взять не могут. Да, кредитная история будет испорчена, но суд - самый выгодный вариант для должника, поэтому кредиторы предпочитают пользоваться приемами разной степени подлости.
Коллекторы начинают звонить людям, контакты которых вы указали, когда брали займ. В этот момент все мы искренне надеемся, что до звонков друзьям и родне дело не дойдет. А деньги нужны сейчас.
Если вам звонят из банка или конторы "Деньги за 1 минуту" и спрашивают, знаете ли вы Васю Пупкина, всегда говорите твердое "Нет!". Даже если это ваш лучший друг, брат, сослуживец и вообще милейший человек. Подтвердили знакомство - будьте готовы к звонкам коллекторов. Иногда вы и знать не знаете, что вас указали в списке контактов, пока вам не начинают звонить какие-то хамы и требовать отдать долг. По закону они не имеют права сообщать вам сумму просрочки и прочие подробности. Коллекторы, работающие в правовом поле, попросят вас связаться с Васей и сообщить ему, что с ним хотят побеседовать сотрудники банка N. Звонят настойчиво, с разных номеров. По закону №230- ФЗ звонящий должен представиться, быть вежливым. Количество и время звонков тоже ограничено: в рабочие дни с 8-00 до 22-00, в выходные и праздничные дни с 9-00 до 20-00. Звонить ранним утром в выходной - любимый прием давления легальных коллекторов.
Что делать?
Если вы - должник и не способны в ближайшее время погасить долг, нужно написать заявление на отзыв согласия на обработку персональных данных. В сети Интернет можно найти различные шаблоны (единого требования к оформлению нет). Заявление подается на юридический адрес кредитора по почте (письмо с уведомлением) или же его принимают и регистрируют сотрудники МКК/банка (обязательно сохраните копию, на которой сотрудник должен поставить подтверждение, что заявление принято (кем принято, когда принято, роспись). После этого звонки третьим лицам должны прекратиться, а все вопросы по поводу долга кредитор должен решать в правовом поле - через суд.
Если коллекторы звонят вам по поводу долга третьего лица, поделитесь с ним/с ней этой информацией.
Превышают лимит звонков или звонят в неустановленное время (поможет детализация вызовов сотового оператора), угрожают (вот тут важно делать запись звонка, программу можно скачать бесплатно), сообщают третьим лицам сумму вашей задолженности, смело идите в полицию, прокуратуру и федеральную службу судебных приставов (ФССП). Все заявления в ФССП можно подать онлайн, сканы детализации вызовов, записи телефонных разговоров с угрозами прилагаются в файлах.
Увы, если просрочка по платежу превысила несколько месяцев, в дело вступают коллекторские конторы разной степени легальности и отмороженности.
Продолжение следует....