Найти тему
В школе и дома

Список чтения на лето, каллиграфия и прочие устаревшие требования начальной школы

Реформы образования отменили некоторые вещи: теперь неважно, сколько слов в минуту читает ребенок, производить замеры и отчитываться от педагогов не требуют (однако многие продолжают это делать «для себя»), учитель не имеет право снижать оценку в тетради за каллиграфию или неаккуратность (однако многие продолжают снижать), обязательного списка чтения на лето читательского дневника тоже уже нет (однако многие продолжают его выдавать и требовать читательский дневник в сентябре). Хороши ли эти изменения? Не стоит ли вернуть все, как было?

1. Скорость чтения. Раньше мы точно знали, с какой скоростью ребенок должен читать в начальной школе. Теперь акцент делается не на скорости, а на понимании. Можно читать быстро и даже с выражением, но при этом не понимать абсолютно ничего (лично с подобной ситуацией сталкивалась). Итак, с одной стороны, до тех пор, пока преобразование буквенных символов в стройные образы не станет быстрым автоматическим процессом, ни о каком понимании не может быть и речи. С другой стороны, гонка за скоростью тоже приводит к тому, что смысл ускользает. Неслучайно сейчас так популярны развивающие занятия под названием «Скорочтение». А между тем это самый настоящий обман.

Метод скорочтения подразумевает быстрое осмысление текста, когда ты затрачиваешь минимум времени, не вчитываясь в каждое слово, а просматривая текст по диагонали, улавливая общий смысл. Подобному методу можно обучать не ранее 15 лет! А читать художественную литературу им НЕЛЬЗЯ. Нет, в принципе, конечно, можно все, но если нужно понять стиль автора, красоту произведения, проанализировать средства выразительности, даже понять главную мысль, тут скорочтение не поможет, скорее даже навредит. Единственное, чем полезно скорочтение – это возможность быстро усвоить сюжет: кто куда пошел и кому что сделал. В случае, если вы натренировались читать научные тексты, скорочтение может помочь быстро понять основные идеи, для того чтобы осознать: нужно ли кропотливое вдумчивое чтение или данная книга для нас бесполезна. Что же предлагают развивающие студии? Под названием «скорочтение» они предлагают просто развитие навыков техники чтения. Методы и приемы для того, чтобы чтение было более беглым, безошибочным. Навык в принципе полезный, но это не скорочтение. Это просто чтение.

Зашумленный текст - один из методов увеличения скорости чтения
Зашумленный текст - один из методов увеличения скорости чтения

Так все же, важна скорость при чтении или нет? И да, и нет. Плохо, что если учитель больше не проверяет технику чтения и не сообщает родителям: «Ваш ребенок очень медленно читает», то они и не переживают об этом, в результате встречаются пятиклассники с сохранным интеллектом, читающие по слогам. И, конечно, ничего не понимающие. Не менее плохо, когда ребенок читает быстро, но не может не только пересказать текст, но даже сказать, о чем читал. Мне кажется, на понимании делать акцент важнее. Но чтение – это навык, который не разовьешь никаким другим способом, кроме непрестанных тренировок. Хотите, чтобы ребенок хорошо читал? Пусть читает. Лучше начинать с небольших отрывков, но несколько раз в день. И тут же анализ. О ком читали? Что произошло? Что понравилось? Чему научились? И т.д.

2. Каллиграфия. Ходят упорные слухи, что каллиграфию в школу вернут, будут уроки чистописания, посвященные исключительно красивому письму. Мне не очень в это верится. Программа не резиновая. Число уроков в день ограничено. В прошлом году заставили ввести уроки родного языка и родной литературы (абсолютная чушь, по-моему). Их ввели за счет сокращения часов традиционного русского языка и литературного чтения. Если введут чистописание, опять что-то придется сокращать. А что? Нечего! Максимум могут вывести во внеурочную деятельность, но тогда качество почерка не улучшится. Потому что, во-первых, внеурочная деятельность должна учителями проводиться, но ее часы в ставку педагога не входят. Получается, ее должны проводить безвозмездно, то есть даром. Многие ее проводят? История об этом умалчивает. Во-вторых, даже если ее начнут оплачивать, то внеурочка – дело добровольное. Ходить могут немногие и, вероятно, совсем не те, кому это действительно нужно.

Так в школе писать не учит, зато больше вероятности, что такой почерк пригодится в жизни.За
Так в школе писать не учит, зато больше вероятности, что такой почерк пригодится в жизни.За

Итак, с одной стороны, однозначно, что нельзя ставить тройку, как до сих пор иногда жалуются родители, за правильно выполненную, но неаккуратную работу. Главное, ведь результат. Написал или решил без ошибок – 5, даже если почерк оставляет желать лучшего. Разрешено ставить оценку за старание, но она ведь опять же ни на что не влияет, дети это сразу понимают.

"Принципиальный" учитель, для которого новые требования значения не имеют
"Принципиальный" учитель, для которого новые требования значения не имеют

С другой стороны, мы имеем выпускников, которые очень страдают уже на ЕГЭ, потому что за 11 лет не научились писать так, чтобы учитель не отгадывал, какая буква написана и что вообще написано. Эксперт не будет это выяснять, он поставит баллы за то, что понял. Остальное проблемы ребенка. Вот только часто узнает он об этом в 11 классе, а до этого учителя прощали или ласково увещевали. Так что, мне кажется, каллиграфия важна, но без фанатизма. Как это привнести в школьную программу – загадка века. Пока каждый учитель выкручивается, как может. Часто и нарушают, все же снижая за почерк ошибки.

Вот и попробуй не сломать глаза, разбирая малый почерк ((((
Вот и попробуй не сломать глаза, разбирая малый почерк ((((

3. Список чтения на лето. Он был придуман а) для того чтобы дети не отвыкли читать, чувствовали ответственность, старались прочитать как можно больше произведений; б) заранее прочитали объемные произведения школьной программы, чтобы во время учебного процесса, когда много других заданий, уже на это не отвлекаться. Цели хорошие, особенно последняя. Беда в том, что одни читают и без списка, другие не читают и со списком. Поэтому все это кажется мне сплошной фикцией. Именно поэтому я хоть и даю список чтения на лето, но лишь под давлением родителей. И каждый раз говорю: неважно, что ребенок читает, главное, чтобы читал каждый день. Пусть читает то, что ему нравится, то, что его увлекает, то, что может помочь ему полюбить литературу. Каждый день.

-6

4. Читательский дневник. Я считаю абсолютным злом как читательские дневники на печатной основе, так и читательские дневники со множеством пунктов, созданные вручную.

За что я не люблю читательские дневники на печатной основе (((( Зачем мне перечисление главных героев, если потом отзыв написан двумя словами? Дети даже не запомнят, что такое отзыв.
За что я не люблю читательские дневники на печатной основе (((( Зачем мне перечисление главных героев, если потом отзыв написан двумя словами? Дети даже не запомнят, что такое отзыв.

Я считаю очень полезным читательские дневники, где дети коротко пишут название и автора произведения, а потом оставляют короткий отзыв: свои мысли, эмоции, переживания по поводу прочитанного, эпизоды, которые больше всего понравились. И я уверена, что директивно заставить всех делать это – нельзя. Потому что зачастую, делается это не детьми, а ответственными родителями, которые даже репетиторов привлекают для того, чтобы дневник был написан. И кому такой дневник нужен? Никому. Поэтому своим ученикам я рекомендую вести дневник. Но если его нет, никаких репрессий не бывает. Зато разбираю и хвалю при всех те дневники, которые мне понравились.

Вместо отзыва краткое содержание. В целом лучше, чем "красиво, понравилось", но все же это начальный этап усвоения работы с текстом, то есть хорошо только для 1 класса.
Вместо отзыва краткое содержание. В целом лучше, чем "красиво, понравилось", но все же это начальный этап усвоения работы с текстом, то есть хорошо только для 1 класса.

А как Вы считаете, нужна ли современному ученику каллиграфия, скорость чтения, список книг на лето и читательский дневник?