Реформы образования отменили некоторые вещи: теперь неважно, сколько слов в минуту читает ребенок, производить замеры и отчитываться от педагогов не требуют (однако многие продолжают это делать «для себя»), учитель не имеет право снижать оценку в тетради за каллиграфию или неаккуратность (однако многие продолжают снижать), обязательного списка чтения на лето читательского дневника тоже уже нет (однако многие продолжают его выдавать и требовать читательский дневник в сентябре). Хороши ли эти изменения? Не стоит ли вернуть все, как было?
1. Скорость чтения. Раньше мы точно знали, с какой скоростью ребенок должен читать в начальной школе. Теперь акцент делается не на скорости, а на понимании. Можно читать быстро и даже с выражением, но при этом не понимать абсолютно ничего (лично с подобной ситуацией сталкивалась). Итак, с одной стороны, до тех пор, пока преобразование буквенных символов в стройные образы не станет быстрым автоматическим процессом, ни о каком понимании не может быть и речи. С другой стороны, гонка за скоростью тоже приводит к тому, что смысл ускользает. Неслучайно сейчас так популярны развивающие занятия под названием «Скорочтение». А между тем это самый настоящий обман.
Метод скорочтения подразумевает быстрое осмысление текста, когда ты затрачиваешь минимум времени, не вчитываясь в каждое слово, а просматривая текст по диагонали, улавливая общий смысл. Подобному методу можно обучать не ранее 15 лет! А читать художественную литературу им НЕЛЬЗЯ. Нет, в принципе, конечно, можно все, но если нужно понять стиль автора, красоту произведения, проанализировать средства выразительности, даже понять главную мысль, тут скорочтение не поможет, скорее даже навредит. Единственное, чем полезно скорочтение – это возможность быстро усвоить сюжет: кто куда пошел и кому что сделал. В случае, если вы натренировались читать научные тексты, скорочтение может помочь быстро понять основные идеи, для того чтобы осознать: нужно ли кропотливое вдумчивое чтение или данная книга для нас бесполезна. Что же предлагают развивающие студии? Под названием «скорочтение» они предлагают просто развитие навыков техники чтения. Методы и приемы для того, чтобы чтение было более беглым, безошибочным. Навык в принципе полезный, но это не скорочтение. Это просто чтение.
Так все же, важна скорость при чтении или нет? И да, и нет. Плохо, что если учитель больше не проверяет технику чтения и не сообщает родителям: «Ваш ребенок очень медленно читает», то они и не переживают об этом, в результате встречаются пятиклассники с сохранным интеллектом, читающие по слогам. И, конечно, ничего не понимающие. Не менее плохо, когда ребенок читает быстро, но не может не только пересказать текст, но даже сказать, о чем читал. Мне кажется, на понимании делать акцент важнее. Но чтение – это навык, который не разовьешь никаким другим способом, кроме непрестанных тренировок. Хотите, чтобы ребенок хорошо читал? Пусть читает. Лучше начинать с небольших отрывков, но несколько раз в день. И тут же анализ. О ком читали? Что произошло? Что понравилось? Чему научились? И т.д.
2. Каллиграфия. Ходят упорные слухи, что каллиграфию в школу вернут, будут уроки чистописания, посвященные исключительно красивому письму. Мне не очень в это верится. Программа не резиновая. Число уроков в день ограничено. В прошлом году заставили ввести уроки родного языка и родной литературы (абсолютная чушь, по-моему). Их ввели за счет сокращения часов традиционного русского языка и литературного чтения. Если введут чистописание, опять что-то придется сокращать. А что? Нечего! Максимум могут вывести во внеурочную деятельность, но тогда качество почерка не улучшится. Потому что, во-первых, внеурочная деятельность должна учителями проводиться, но ее часы в ставку педагога не входят. Получается, ее должны проводить безвозмездно, то есть даром. Многие ее проводят? История об этом умалчивает. Во-вторых, даже если ее начнут оплачивать, то внеурочка – дело добровольное. Ходить могут немногие и, вероятно, совсем не те, кому это действительно нужно.
Итак, с одной стороны, однозначно, что нельзя ставить тройку, как до сих пор иногда жалуются родители, за правильно выполненную, но неаккуратную работу. Главное, ведь результат. Написал или решил без ошибок – 5, даже если почерк оставляет желать лучшего. Разрешено ставить оценку за старание, но она ведь опять же ни на что не влияет, дети это сразу понимают.
С другой стороны, мы имеем выпускников, которые очень страдают уже на ЕГЭ, потому что за 11 лет не научились писать так, чтобы учитель не отгадывал, какая буква написана и что вообще написано. Эксперт не будет это выяснять, он поставит баллы за то, что понял. Остальное проблемы ребенка. Вот только часто узнает он об этом в 11 классе, а до этого учителя прощали или ласково увещевали. Так что, мне кажется, каллиграфия важна, но без фанатизма. Как это привнести в школьную программу – загадка века. Пока каждый учитель выкручивается, как может. Часто и нарушают, все же снижая за почерк ошибки.
3. Список чтения на лето. Он был придуман а) для того чтобы дети не отвыкли читать, чувствовали ответственность, старались прочитать как можно больше произведений; б) заранее прочитали объемные произведения школьной программы, чтобы во время учебного процесса, когда много других заданий, уже на это не отвлекаться. Цели хорошие, особенно последняя. Беда в том, что одни читают и без списка, другие не читают и со списком. Поэтому все это кажется мне сплошной фикцией. Именно поэтому я хоть и даю список чтения на лето, но лишь под давлением родителей. И каждый раз говорю: неважно, что ребенок читает, главное, чтобы читал каждый день. Пусть читает то, что ему нравится, то, что его увлекает, то, что может помочь ему полюбить литературу. Каждый день.
4. Читательский дневник. Я считаю абсолютным злом как читательские дневники на печатной основе, так и читательские дневники со множеством пунктов, созданные вручную.
Я считаю очень полезным читательские дневники, где дети коротко пишут название и автора произведения, а потом оставляют короткий отзыв: свои мысли, эмоции, переживания по поводу прочитанного, эпизоды, которые больше всего понравились. И я уверена, что директивно заставить всех делать это – нельзя. Потому что зачастую, делается это не детьми, а ответственными родителями, которые даже репетиторов привлекают для того, чтобы дневник был написан. И кому такой дневник нужен? Никому. Поэтому своим ученикам я рекомендую вести дневник. Но если его нет, никаких репрессий не бывает. Зато разбираю и хвалю при всех те дневники, которые мне понравились.
А как Вы считаете, нужна ли современному ученику каллиграфия, скорость чтения, список книг на лето и читательский дневник?