Найти тему
Исторические напёрстки

Великий Тимур. Как правильно по титулу: император, царь или султан?

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Как сейчас называется историками то, что построил за 35 лет Великий Амир, известно — государство Тимуридов. Во всей научной литературе так прописано. По династическому признаку обозвали. Тут сразу попадаешь в интеллектуальный капкан — ну понятно… Государство. Основателя Тимура и его сыновей-внуков и тд. И всё? Значит, не договорились промеж себя историки, как его назвать и в какие формы правления облечь? Империя? Султанат? Королевство? Великий Улус-Орда? Царство? Лады, сами пораскинем бестолковкой…

Неоспариваемый факт. Хозяином державы был Великий Тимур. Сказать поперёк слово не смел ему никто. Кто начинал делать умную физию или противиться Его воле — заканчивал свои дни (карьеру). Летописи пестрят сообщениями, что высказанные сановниками суждения и советы, шедшие вразрез с его мнением, отвергались. Иной раз очень жестко (с конфискацией и ссылкой). Вопросы геополитики, дипломатии, войны и мира — решал только Тимур. Опять же — зачастую против общего мнения главного дивана (кабинета министров) и к ужасу ближайшего окружения.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Великий Амир был Верховным главнокомандующим. Был и Премьер-министром, хотя должность такая была и называлась диван-бек. Правительство состояло из министров, визирей, 4 диванов (советов). Проходило всё внешне чинно. Штатный уйгур-докладчик информировал о важных проблемах, потом начиналась дискуссия: говорили от младшего к старшему. Всегда тут присутствовали: глава управления мусульманских дел, два главных судьи (гражданский и религиозный), вызванные на доклад губернаторы провинций-городов. На галерке — всякие секретари, казначеи, товачи (военные администраторы) и «господа большой руки» со справочной информацией в свитках. Тимур терпеть не мог некомпетентности или незнания точных цифр-фактов.

Чиновники всех уровней находились под Его началом: назначение, смещение, наказание (вплоть до казни) было исключительной прерогативой Тимура. Заступиться за своего подчиненного высшие сановники могли… Но могли и закончить плачевно, на виселице, если проступки нижестоящего персонала были тяжелы и доказаны. Правосудие вершилось одним лишь Тимуром. В его отсутствие — от Его имени. Потом важные приговоры проверялись, утверждались Великим и обжалованию не подлежали.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Подобно всем мусульманским государям того времени, он максимально полно извлекал выгоду из ислама. Покупал имамов-улемов-дервишей за золото, за личную дружбу, располагал к себе похвалами и лестью. В трудных богословских ситуациях ставил себя над толкователями закона, заявляя, что получает от Бога послания. Над уммой, религиозной мусульманской общиной, Тимур назначил верховного владыку-администратора, что было неслыханно.

«Из потомков пророка я выбрал, — объявил Тимур, — самого достойного, коему передал всю власть над мусульманами; он управляет всем вакуфом, назначает служителей культа, муфтиев… и определяет размер жалованья им».

Что в итоге получилось из-за такой сверх-централизации? Понятно — абсолютная монархия. Запомним… Но, по факту, выходило не столь стройно и строго. Государство одновременно было в полном подчинении и распоряжении у Великого Амира. И … децентрализованным, поскольку некоторые провинции пользовались автономией, вплоть до полной. Во многих округах Тамерлан оставлял даже старый персонал или сохранял прежние управленческие структуры. В Трансоксиане государственный контроль был жестким до жестокости. Чуть дальше — откровенно вялым, вплоть до полного отсутствия. Вот такой парадокс управленческий…

Теперь о личных предпочтениях Тимура и видении Себя Любимого, как монарха. Внешне всячески демонстрировал свою скромность: довольствовался титулом Великого Амира и Гурагана, «зятя Великого Хана». Самого же марионеточного Хана держал при себе или под жесточайшим контролем. Тот был лишь фигурантом, который от времени до времени присутствовал в действующей армии, но всегда под началом Тимура. Имя настоящего Хана изредка поминалось в фирманах (указах).

Монгольское провозглашение Тимура Гураганом (зятем Великого Хана) (Иллюстрация из открытых источников)
Монгольское провозглашение Тимура Гураганом (зятем Великого Хана) (Иллюстрация из открытых источников)

Очень умный и загадочный персонаж истории христианского Востока — Иоанн III Султанийский написал о Тимуре следующее:

«Он (Темир) не называет себя ни королем, ни императором… Отдавая распоряжения, он делает это от имени хана, занимающего самое почетное место при дворе».

Получил титул Великого Амира Тимур не просто так. А самой что ни на есть демократической процедурой. В 1370 году после победы над эмиром Хусейном — собрал курултай, совет высшей монгольской знати Улуса Чагатая (кто жив остался). В соответствии с обычаем, установленным Чингисханом. Фактически речь шла о плебисците. Был поднят на белом войлоке, что узаконило его титул Амира перед Тенгри (Небом). В дальнейшем Великий регулярно созывал такие «пленарные заседания Совета Федерации», чтобы создать впечатление коллегиального правления. Но иллюзий, кто в хате хозяин — не было ни у кого.

Теперь совсем запутываю читателя: Тимур — это Джагатаид, отюреченный монгол, выходец из степей Центральной Азии? Нет. Великий Амир не из Степи, правил не из походного кочевья-стана. И по-настоящему там не властвовал. Но его право повелевать Улусом всячески приветствовалось монголами. Государство было откровенно персидским, но сконцентрировано вокруг тюркской Трансоксианы. С блестящей столицей, где была подлинная архитектура и высокая культура. Ни тюрки, ни персы не возражали против очевидного парадокса: городские кади (судьи) одинаково судили как суннитов, так и шиитов в щепетильных религиозных проступках. Оставаясь (внешне) за рамками того или иного течения ислама. В обычных гражданских делах принцип был тоже непротиворечивым: от кочевников требовалось, чтобы они не грабили городов и деревень, не наносили ущерба экономике; от администраций всех уровней — обеспечить интересы степняков в пастбищах и водопоях, гарантировать счастливую жизнь народу, справедливость вне религии.

Короче мозг стопорится. Поэтому, займусь исключениями.

Король? Тю… Нет конечно, этот титул из христианского мира, для мусульман и монголов — полная бессмыслица... Хотя все гейропейские правители так Тимура и величали. По безграмотности своей. Католические соглядатаи в письмах Папе Римскому его называли «государь той Орды» или «император»… Как Папа титуловал Тимура — не знаю, архив еще не разбирал, гы))

Великий Хан? Нет, см.выше. Ясу Тимур чтил, пытался даже хитроумными трюками (в своей гробнице Гур-Эмир) вывести родословную к Чингисхану. Но настолько всё получилось коряво, что даже верные лизоблюды не поверили в это.

Император? Черта с два… Империи существуют только в состоянии перманентной экспансии, постоянного расширения границ своего влияния. Как движение останавливается — Империя приходит в упадок и рушится. Египет с Хетами, Эллада, Персия в нескольких изданиях, Македония Александра, Рим, Великое государство Монголов… список бесконечен даже в нашем полушарии. Была ли Тимуром проведена аннексия таких огромных стран, как Индия, Золотая Орда, Анатолия, Сирия, Ирак, где Тимур удовольствовался лишь грабежами? Нет. Мог ли он переиздать Империю Чингисхана, пристегнув новые территории, кудой монголы не добрались даже на пике своего могущества? Еще как мог. Но не захотел.

Духовный наставник Мир Сайид Барака присваивает Тимуру титул «Повелитель мира» (Иллюстрация из открытых источников)
Духовный наставник Мир Сайид Барака присваивает Тимуру титул «Повелитель мира» (Иллюстрация из открытых источников)

Он мог заложить там основы постоянного своего правления. Но уходил, как приходил, оставляя невнятных наместников, удовлетворяясь признанием (иногда просто на словах) сюзеренитета. Не успевали остыть пожарища и осесть пыль, поднятая конницей, — как появлялись прежние хозяева. Тимур обладал способностью завоевывать, но не сохранять завоеванное. И хоть появилось в обиходе словцо «Империя Туран», но не прижилось, органически было отринуто всеми. И подданными. И соседями.

Падишах, шахиншах (царь царей), просто Шах? Опять мимо. Это исключительно в персидской традиции. Я уверен, — он видел себя последователем Ильханов, намереваясь заполучить наследство великих хорезмшахов. Даже больше. Напрямую утверждал, что по материнской линии является потомком зороастрийского царского рода. Но как быть с тюрками и монголами? С их традициями Великих Ханов и Султанов? Не объяснишь каждому. Вычеркиваем и этот титул, хотя с некоторой натяжкой государство Тимура можно назвать Персидским Царством. За счет преобладания персидского же населения.

Султан? Да, Тимур имел полное и священное право на это. Арабы и тюрки признали бы безоговорочно. В мусульманском мире этот титул всегда был привилегией государей, стоило только начеканить своё имя на металлические деньги и быть упомянутым в пятничной молитве, кутбе. Тимур по праву мог считать себя владетелем Египта с того момента, когда мамлюкский посол сообщил, что в Каире в его честь была отслужена пятничная служба. И султаном Индии мог называть себя после того, как 20 декабря 1398 года то же самое совершилось в Дели. Но не назвался. Чтобы не поставить в тупик персидское население и тех же монголов…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Вариант с Халифом тоже отметаем влёт. Тут нужно быть потомком пророка Мухаммеда, главой исключительно однородного мусульманского Халифата и его исламским лидером. Только потом — гражданским правителем.

Что мы забыли? А-а-а-а-а… Как народ, то есть электорат его мог называть? Тут все довольно просто. Соседи — «шайтаном», «бичём божиим» и прочими отвратительными прозвищами из народных верований. Подданные — хм, титулы будут разными. Много позитивнее, вплоть до восторженных. Исходя из своих традиций. То, что население государство Тимура его обожало и боготворило, — нет сомнений. Проскакивало даже такое обобщенное: «священный государь» у некоторых историков. Кодекс царской чести, щедрость, справедливость, шариат и яса, — всё было втиснуто в его абсолютную власть.

И в рамки целого комплекса законов, норм, уложений (обычаев и обязанностей). Которые подписывались скромненько и со вкусом:

А(Э)мир Тимур.

А на монетках чеканил скромное пояснение: «Мир слишком мал, чтобы иметь двух царей». И на оградке вокруг собственного мавзолея мозаикой приказал выложить «Это могила султана мира эмира Тимура Гурагана…». Понимай как хочешь этого повелителя тюрок, персов и монголов.

-7

Читайте по теме: