Похожие и не похожие
Мне кажется, что когда слышишь название корабля – ”Императрица Мария”, сразу вспоминаешь пресловутый дредноут, затонувший перед Гражданской войной. Однако в нашей истории кораблей с таким именем было, по меньшей мере, два. Оба они защищали Чёрное море от врагов, по меньшей мере, потенциальных. Однако обоим пришлось славно повоевать. И оба пошли на дно не в бою, а в гавани.
Первый корабль ”Императрица Мария” назван так в честь жены Павла Первого, женщины незаурядной, между прочим. Что стоит то, что она освоила токарное ремесло? И одну из статуэток подарила своей свекрови, Екатерине Великой. А вот уж как яхту назовёшь, так и она и поплывёт. Корабль оправдал своё название с лихвой.
Второй корабль был построен позже. Однако он тоже курсировал в Чёрном море, тоже защищал нас от гипотетической угрозы со стороны османов. Только назван уже в честь жены Александра Третьего, так же императрицы Марии. Одним из её многочисленных деяний было общество помощи жертвам кораблекрушения.
На страже Чёрного моря во время Крымской войны
Первая «Императрица Мария» была линейным парусным кораблём с тремя мачтами. Её особенностью было то, что она несла на себе больше восьмидесяти пушек. По источникам - 84. Таких кораблей у нас было всего два, по крайней мере, в то время. Однако туркам хватило и этого. Особенно ясно они это познали в Синопском сражении в ноябре 1853 года.
Не знаю, о чём думали турки, нападая на наши корабли. Наверное, надеялись на численное превосходство. Или не знали об особенностях вооружения корабля. Но как бы то ни было, корабль обстреляли, он ответил взаимностью. И в итоге потопил несколько турецких кораблей. Сам при этом получил приличное количество пробоин. Удивительно, как не пошёл ко дну. Скорее всего, благодаря самоотверженной работе моряков.
Корабль привезли в Севастополь, там собирались починить. Но, увы… началось печально известное Севастопольское сражение. Город пал, а корабль пришлось потопить своими же руками, но память о нём осталась.
Кстати, рассказывают случай, что однажды на ”Императрице Марии” ехал сам Николай Первый. И совершенно случайно попал в яростный шторм. Наверное, он был уверен в том, что всё, пойдёт на дно. Но кораблю удалось спастись. А потом, несколько позже один из наших великих художников – Айвазовский - возьмёт этот эпизод за основу для своей картины. Она так и называется – ”Мария ” во время шторма”. Можете посмотреть, картина, как и всё у него, просто впечатляющая.
Тайна гибели второй ”Императрицы Марии”
Если предыдущий корабль ознаменовал собой последнее сражение парусных кораблей, то следующий – начало новых. Где-то в Англии построили принципиально новое судно, названное ”Дредноут”, и по его наименованию начал так же называться и появившийся класс кораблей. Вот вторая ”Императрица Мария” и была класса дредноут.
В начале XX века мы проиграли Русско-японскую войну. Несмотря на блестящие примеры подвигов, нам стало ясно, что прежние корабли уже не могут защитить нас и наши моря. Поэтому было решено сделать другие. И вот на волны Чёрного моря спустилось несколько венценосных дредноутов. Кто-то утверждает, что их было три, кто-то – четыре. А венценосных, потому что названы все поголовно в честь наших императриц и императоров. Среди них была и ”Императрица Мария”.
Кстати говоря, мне попадалось мнение одного из историков, который утверждал, что если бы мы не сдались слишком рано, то, скорее всего, эту войну выиграли бы. И кто знает, проиграй японцы, не пошли бы они воевать во Второй мировой войне.
Кораблю тоже пришлось принять участие в нескольких морских сражениях. Ну и показать свою боевую мощь заодно. Рассказывают, что турки любили заплыть в наше Чёрное море и погонять торговые корабли. А потом столкнулись с дредноутом, ненамного медлительнее их собственных кораблей, зато крепче. И после этого соваться ему под нос зареклись.
В итоге кораблю выпала блестящая участь стать флагманским кораблём в Чёрном море. А предводительствовал на нём известный белогвардеец Колчак. Причём, адмирала характеризуют как очень знающего и профессионального моряка.
Однако новых подвигов кораблю свершить не удалось. Дело в том, что он взорвался. Вроде бы ни с того ни с сего. При взрыве погибло около двухсот человек.
И если бы не стремительные действия Колчака, то жертв могло быть намного больше. И вполне возможно, что взорвалась бы не только ”Императрица Мария”, но и стоящие рядом другие корабли. Говорят, Колчак прибыл практически сразу, и взялся за дело. И даже сам лично участвовал в поисковых и спасательных операциях. Ну и в расследовании, естественно. Причём, что послужило причиной взрыва так и неясно. Колчак не верил, что это диверсия.
Адмирал тяжело переживал потерю корабля. Даже невзирая на то, что сам Николай Второй послал ему утешительную телеграмму. Дескать, он скорбит вместе с ними о корабле, но знает, что и Колчак и матросы с офицерами справятся с этим. Кстати, корабль потом подняли (уже при советском режиме), и продали на металлолом. То есть, как и первый корабль отремонтировать не удалось….
А позже всплыла версия, что за этим делом стоит Германия. Османы и Болгары, с кем мы в то время воевали, средств и сил не имели, чтобы подорвать корабли. Наверное, потому Колчак и не верил в диверсию. А вот Германия вполне могла. И некто Виктор Верман, обрусевший немец, семнадцать лет спустя признался, что взрыв корабля его рук дело. Но почему-то его признания всерьёз не приняли…
Кстати говоря, следователь, который вёл допрос Вермана, очень удивился тому, что подследственный так легко обо всём рассказывает. И не боится, что его расстреляют. На его вопрос Верман ответил, что таких, как он не казнят. И действительно, спустя какое-то время подследственный тихо исчез.