Найти тему
Добрый Аудиофил

Сравнение звучания Винила на Вега 108, Вега 109 и Арктур 004. Инженерный анализ.

Всем Доброго Аудиофильского

Давайте, первым делом, договоримся о том, что мы говорим только о том, как звучат эти вертушки, и корректоры с линейного выхода. УНЧ мы при этом используем отдельно другой. Давайте даже поставим ТЗ сделать запись на катушечник или, на современный манер - оцифровать любимые пластинки в Правильных Хай Резах на 192 кГц.

У меня были все 3 эти аппарата. Даже так вышло, что я на них на всех 3х использовал одну и ту же ЭПУ. Экспериметировал и с дизайном, и с картриджем.

Собственно так оно на деле и было. Во всех аппаратах стоит Unitra G602.

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/wega108s.html

-2

фото отсюда https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Arktur_004_(2).jpg

-3

фото отсюда https://rt21.getbb.ru/viewtopic.php?f=36&t=115962&st=0&sk=t&sd=a&view=print

-4

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/wega106s8.jpg

Разве что у 109й дизайн чуток другой, шелл(та штучка, что иголку держит, и у которой удобный выступ под палец) пластиковый, а не металлический, да сам маховик килограмма на полтора легче. Как-то они ее так упростили и даже дополнительного индекса на корпус не нанесли.

Но при этом они переставляются одна на другую без проблем. И разъемы совместимы, и точки крепеления.

Зачем я сюда 106ю Вегу приплел? Я ее не слышал на звук, но нам она пригодится когда схемы анализировать будем.

Звучат они так. На Арктуре и на 108й более прозрачный бас, но его при этом ощутимо меньше, чем на 109й, Верх у Артура чуть смазаный. На 108й более детальный, а на 109й он более резкий. Но все это различается не так уж и сильно. На мой слух лучший по передаче сч-вч, это у 108й Веги. Но разница не сильная и уровень баса на 109й решает.

По крайней мере на 25 ас -109 решал именно он. Может на более басовитых колонках прозрачность и детальность его возьмет верх и в моих предпочтениях. Как говорится ограничения сетапа накладывают ограниничения на предпочтения, и модифицируют общие выводы о работе системы. Может быть даже простой эквалайзер бы вопрос решил. Дополнительная рц-цепочка, чтобы диапазон регулировки штатного тембр-блока расширить... Может даже она бы предпочтения изменила... Но тогда я ее так и не(пардон) родил.

Посмотрим на схемы этих корректоров и слегка удивимся...

1. Вега 108.

-5

2. Арктур 004

-6

фото отсюда http://qrzex.com/arctur-004-hi-fi-stereo/

3. Вега 106

-7

фото отсюда https://otvet.mail.ru/question/195859385

4. Вега 109

-8

фото отсюда https://radioskot.ru/forum/26-6936-1

Анализ.

Вега 108.

На первой схеме, очень надеюсь что это опечатка, но в одном канале сигнал с картриджа встречает кт3102д, а в другом кт3102е. Вот надо слазить в сарай, достать вертушку и посмотреть, что там на самом деле стоит.

Итак, первым делом сигнал встречает, транзистор который Яндексится как аналог знаменитого 315го, но относящийся к категории низкошумящих. Т.е. Отличный первый каскад. Далее идет цепь коррекции по нч и сч. Далее буферный каскад на кт361е, это тот же 315й только п-н-п структуры. Далее цепь коррекции по вч. Собственно для того, чтобы rc-цепочки не складывались и не вычитались этот буферный каскад и применен. Его задача разделить законы сложения и вычитания конденсаторов и резисторов. На самом деле возможны схемы, и они часто применяются в ламповой технике, когда часть цепочек стоит на на пути сигнала, а часть в ООС. И тогда хватает только 2х каскадов. Первый входной, на нем и раскачка и все коррекции, и второй выходной буфер, чтобы дальнейшая схемотехника Унч параметры АЧХ коррекции не нарушала. При желании сделать дешевую переносную вертушку второй каскад которой, будет сразу делать раскачку амплитуды. Чтобы только усилитель тока на выходе поставить.

Но здесь решение более качественное и поэтому тут вот так. 4 точки перегиба кривой RIAA сделаны на двух каскадах. Бывает так, что каждый изгиб этой кривой своим транзистором "прикрыт". Бывает и на ламах тоже так. Каждый изгиб со своей лампой. Но чаще в ламповых корректорах стоит одна двойная лампа на канал. Двойной триод. И там просто входной каскад окруженный цепями коррекций со всех сторон и буфер на выходе. Там это называется Анодный повторитель, а в мире транзисторов это эмиттерный повторитель.

В данной схеме он выполнен на кт315б.

Акртур 004 и Вега 106

Всмотритесь в эти схемы. Видите что просиходит?

В Акртуре на этой же плате приделали еще 2 входных каскада.1. Для Входа с повышенной чувствительностью. Было в те времена 2 стандарта на 25 мВ и на 250 мВ. Вот этот слабый, он еще именовался Приемник, дополнительно и раскачивали. Далее стоит микрофонный вход, со своим входным каскадом. Аппарат был повышенной универсальность. Так сказать полезный и для мужа и для жены - чтобы она могла на него ОРАТЬ не сильно напрягаясь!!! Чтобы так сказать на ночные примирения силы остались...

Главная задача входного каскада, это не усиление, это обеспечение согласовавнного с источником сигнала, входного сопротивления. Хотя, как мы выше видели, бывают схемки такие, что разом и вход, и раскачка, и коррекция. И все на первом каскаде. Но по хорошему, а Арктур то Высшего класса, первый каскад только на согласование. И вот тут на одной отдельной плане организованы согласвоания всех сложных сигналов, требующих повышенной деликатности. Там еще плата эта в экране как на вч трактах в приемниках и телевизорах. Отдельный железный корпус.

Правда транзисторы 361, а не 3102. Но вообще-то это тоже не плохой транзистор. Просто шумит чуть сильнее. А сейчас они в магазинах продаются по одной цене. Максимум в 1 рубль разница.

А вот схема корректора сигнала с винила, что в Арктуре, что в Веге 106 - одинаковая.

В целом схема идентична 108й Веге. Разве, что детальки попроще. На входе 361й транзистор, далее 2 точки перегиба коррекции, буфер на 361м же, и остальные перегибы, и выходной буфер на 361м же. Т.е. схема чуток похуже. Разработка более ранняя. Может тогда еще и 3102 не вышел. В комметах напишут какой я обалдуй, что этот вопрос не поЯндексил.

Возможно больший уровень шума на первом каскаде и приводит к ощущению большей смазанности в звучании ВЧ. Вернее так оно и есть. Если шум не слышен в состоянии покоя, он все равно может мешать полезному сигналу.

При этом цепей приводящих к снижению шума в режиме покоя я тут не вижу. Схема шумит честно во всех режимах и на всех частотах.

Вега 109.

А вот тут кто-то скажет, что это диверсия для звука. Схема на операционниках. Давайте более детально глянем эту схему.

Перед нами внутреннаяя схема примененной микрухи.

-9

фото отсюда http://www.chipinfo.ru/dsheets/ic/157/157ud2.html

Я если честно, сейчас без подготовки читателей к разбору сложных схем, не дошел у меня еще цикл статей Аудиофильская Инженерия до такого дела, не рискну взрывать им мозг полным разбором, что тут как работает.

Скажу только, что половина деталей этой схемотехники, ориентированы на то, чтобы компенсировать разброс характеристик крупнотиражного производства этой микросхемы. Чтобы брака было меньше, а характеристики стабильнее. Так вот устроена электроника. Хотите высокую повторяемость, без подбора деталей и регулировки? Вводите в схему дополнительные стабилизаторы, обратные связи, и... О ужас... Усилители искажений, которые вы выделив их из выходного сигнала, вернете назад во вход в противофазе. В этой схеме такого добра навалом. Посмотрите сколько диф-каскадов стоит. Их задача как раз вычитать искажения.

Но в целом, основной процесс работы с полезным сигналом здесь - это те же 3 каскада. Входной, здесь он реализован по схеме диф-каскада. Далее каскад раскачки амплитуды, и выходной буфер. Вернемся к схеме корректора на Веге 109. Тут у нас на вход подается сигнал с картриджа. А вот схема коррекции АЧХ реализована очень смело. Часть ее делается сразу на входе слабого сигнала с картриджа. А часть в цепи обратной связи, которая подключена ко второму входу первичного диф-каскада.

При этом схема еще и с повышенной универсальностью. Всмотритесь в коммутацию входов. В режиме винила, это усилитель-корректор, а в режиме входа с магнитофона - цепи коррекции отключаются и это обычный предусилитель.

Правда в блоке регуляторов тоже такая микросхема стоит. И она в общем-то одна с задачами преда-тембрблока хорошо справляется. И зачем они здесь такое дело навернули?... Объяснение только одно. Чтобы мне было на чем иллюстрировать различные приемы универсальной схемотехники!!! Ну и другим авторам! И инженерам изучающим реальную крупнотиражную схемотиехнику, с целью освоения приемов крупнотиражного рентабельного конструирования. У крупнотиражной техники есть такие задачи перед прогрессом - их цель не только работать по назначению, но и провоцировать изучить как она работает!

Это приводит к появлению новых инженеров, которые как электроны в кабеле, выталкивают с уютных Теплых Ламповых мест, инженеров с большим потенциалом к передовым современным изобретениям. И те идут цифровую электронику с Аудиофильским педантизмом Шпарить!!! Хай Резы "Хайрезить", и Цифро-Шим усилки до ума доводить!!!

Спасибо, что дочитали!!!