Я пишу про жизнь в деревне (сельской местности) и разные соображения на тему загородной жизни. После поста про вредоносность пролетарского мышления для сельской жизни, мне написали много гневных комментариев в стиле:
- попробуй создать что-то прибыльное в деревне
- все колхозы развалили, людям негде трудиться, попробуй восстановить
- где крестьянину взять средств чтобы корову купить
- государство только мешает земледельцам и ничем не помогает
Решил написать на эту тему несколько историй из жизненного опыта, своего и своих знакомых. То есть то, чему я был непосредственным свидетелем.
Про то как я пытался организовать артель-коммуну в деревне я уже писал раньше. Расскажу еще пару историй из жизни знакомых.
Колхоз Шефа
В конце 90-х у меня был знакомый, назову его Шеф, известный и уважаемый человек. У него была своя команда проверенных соратников. Я с ними вместе тренировался, и поэтому виделись довольно регулярно.
Однажды он решил купить обанкротившийся колхоз. Если вы не представляете как это выглядит, то это как развалившийся, только все ценное еще и растащили и долгов 70 миллионов осталось. Поля заросли, техника пошла в металлолом, здания разваливались.
В общем купил он такой колхоз в области в глуши и решил заняться сельским хозяйством. Причем прибыльным и разумным. Я там периодически бывал, на совместных тренировках с его коллективом.
Колхоз восстанавливали вполне разумно. Купили новую технику, отремонтировали здания, даже свою сельхозавиацию завели, чтобы поля опрыскивать от вредителей. Поля заколосились, хозяйство начало приносит прибыль.
Заехал как-то в очередной раз в гости, Шеф за обедом стал рассказывать про местный быт. Говорит, что про него написали статью в местной газете "Банда наемников терроризирует местных крестьян". Стал рассказывать про то как колхоз поднимали из руин.
Приехали на развалины с долгами, вложили денег, купили технику, начали восстанавливать, распахали поля, создали рабочие места для местных. Зарплаты назначили выше, чем в соседних колхозах...
Дальше, говорит, первый месяц мы каждую ночь только и занимались, что мордобоем. Охраняли свой колхоз. Местные из каждой щели лезут, чтобы украсть хоть что-нибудь. У нас из 60 сотрудников, 20 человек - это охрана. То есть 40 пашут, сеют, убирают поля, а 20 человек охраняют урожай, удобрения, технику. Вот такая математика. А время мирное и набегов татаро-монголов не ожидается...
И да, сидя за общим столом во время обеда, я посмотрел на сотрудников и понял, что действительно, больше похоже на ЧВК, чем на сельских тружеников. Надо сказать, что в команде Шефа были в основном бывшие военные, которые еще при СССР поучаствовали в помощи братским народам по всей планете. Так что защитить свои интересы были к счастью, в состоянии.
А что делать? Если ежедневно приходится от воров отбиваться вместо того, чтобы нормальным трудом заниматься. В итоге воров отвадили, и те ушли в партизаны. Стали арматуру на полях втыкать, чтобы комбайн напоролся при уборке. Работать механизаторами, так и не захотели, пришлось привозить из соседних районов.
Такие дела.
Артель в деревне
Примерно в те же времена мой отец решил выйти на пенсию и заняться сельским хозяйством. Купил домик в деревне, завел пасеку. И решил, что надо помочь местным жителям с восстановлением разрушенного колхоза.
Масштабы у него конечно были не те, что у Шефа, но купить несколько бычков был в состоянии. Сам он естественно ими заниматься не мог и решил создать артель или кооператив. Пошел знакомиться с местными жителями с целью предложить им брать бычков на откорм.
Предложение простое. Все затраты его, вся работа - партнера. То есть он покупает бычка и корма, условная хозяйка этого бычка кормит, поит и воспитывает у себя во дворе. По достижении расчетного веса бычка продают и чистую прибыль 50/50 делят.
Я сразу скептически отнесся к его наивной затее, сказав, что не найдет он партнеров в крестьянской среде.
Хозяйки искренне над ним потешались...
Николаич, ты хочешь стать директором колхоза, и чтобы мы на тебя работали.
Ишь чего придумал, работать будем мы, а деньги получишь ты.
Один только парень согласился подумать. Подумал-подумал, потом сказал, ты, Николаич, извини, но я лучше сам денег найду, и сам бычка откормлю. Так и сделал. Теперь у него несколько бычков, корова, и стадо овец. В общем не бедствует. Живет он по соседству со мной, регулярно видимся.
А остальные живут как и 20 лет назад. Такие дела.
P.S.: Раньше я уже писал "Как я на стройке пытался вместе с каркасниками строить коммунизм. И что вышло из моих бесчеловечных социальных экспериментов."