С творчеством Олди я уже пару раз сталкивалась, и впечатления от знакомства были более чем положительные, поэтому и за эту книгу я взялась, уже предвкушая чтение необычное и непростое. И, надо сказать, ожидания полностью оправдались, ведь даже жанр этого романа я затруднюсь определить. Многослойное, фантасмагоричное и гиперболизированно театральное действо происходит на страницах этой книги. Но оторваться от сюжета сложно, даже несмотря на тот факт, что не оказалось тут ни порядочного детектива, ни пугающего триллера, ни забористого городского фэнтези (хотя всё это вполне могло бы иметь место). Но авторы решили иначе, и перед читателем предстанет необычная пьеса, убедительно доказывающая, что весь мир – театр, а люди в нём актёры. Почти все. Потому что некоторым из них дано больше – они могут создавать мизансцены, размещать реквизит и расставлять статистов на предназначенные им места. Они – режиссёры бытия, впрочем, нюансеры, как они сами себя называют – ничуть не менее ёмкий термин.
Константин Сергеевич Алексеев, потомственный промышленник из Москвы (канительщик, как он сам себя рекомендует, хотя это уже и не совсем так - времена стремительно меняются, и золотое шитьё уже не так востребовано, как электрические провода), в суровую зимнюю пору приезжает в губернский город Х (в котором без особенного труда определяется дореволюционный Харьков), чтобы вступить в права весьма необычного наследства. Некая почившая в бозе пожилая дама по фамилии Заикина завещала ему свою квартиру в прекрасном доме практически в центре города. И, хотя в средствах Алексеев вовсе не нуждается, по старинной купеческой привычке отказываться от неожиданного подарка он не намерен (бесплатный сыр бывает только в мышеловке? не, не слышал). А наследство-то окажется непростое. И наследодательница – тоже. И наш герой (вполне симпатичный герой, к слову – неглупый, проницательный и прагматичный, даром что никак не определится, какой из трёх разрывающих его на части факторов предпочесть двум прочим – семью, работу или театр, к которому Константин Сергеевич дышит зело рьяно) оказывается против воли втянутым в чей-то чужой спектакль, где он, увы, не в главной роли. Он лишь часть массовки, если не просто предмет меблировки. Однако же без него ничего не выйдет…
Примерно в то же самое время случается ограбление самого известного банка в городе. Бандиты сорвали солидный куш – более пятидесяти тысяч рублей, и, хотя большую часть грабителей задержали, главарь с украденным смог скрыться от доблестной полиции. Вот только, уходя от погони, он походя убил случайного свидетеля, видевшего его в лицо. Казалось бы, при чём здесь тот факт, что убитый парень являлся родным правнуком умершей гадалки Заикиной, но именно он в этой истории окажется определяющим – старая гадалка даже оттуда, из-за Грани, готова покарать убийцу. Да, чужими руками, но срежиссировано действо будет мастерски.
Прекрасный, сочный язык повествования, колоритные персонажи, более чем убедительный антураж и весьма необычная точка зрения на факторы, способные раскрыть настоящий талант – вот что ожидает читателя на страницах этой книги. И то, что ещё молодой актёр любительских трупп Алексеев – не кто иной, как гениальный режиссёр Станиславский, очевидно. И спектакль удался, но вот финал, оказавшийся чересчур мягким для Миши Клёста, меня разочаровал: так много было потрачено сил и энергии на поимку и наказание вора и убийцы, а в итоге он так и не узнает, в чём именно был виновен и каково его наказание. Только поэтому не готова оценить прочитанное на высший балл. Но при этом всем поклонникам магического реализма и хороших театральных постановок смело могу книгу рекомендовать.
«Нюансеры» на «Мире Олди»: https://oldieworld.com/shop/books/nyuansery
«Нюансеры» на «Author.Today»: https://author.today/work/38434
«Нюансеры» на «ЛитРесе»: https://www.litres.ru/genri-layon-oldi/nuansery/
«Нюансеры» на Литмаркете: https://litmarket.ru/books/nyuansery