Найти в Дзене

Мифы о специалитете и магистратуре

Оглавление

После введения двухуровневого высшего образования, по которому высшее делится на два этапа – бакалавриат и магистратура, появилась куча мифов вокруг системы высшего образования. Людям, получавшим вышку по-старому по-советскому новая система абсолютно непонятна. Работодатели, учившиеся на специалитете не горят желанием брать к себе бакалавров, считая бакалавриат неоконченным высшим. Родители завтрашних студентов всячески убеждают пойти абитуриентов на специалитет, даже если профиль обучения поступающему не очень интересен. Мол пофиг, что бакалаврская программа тебе больше подходит, зато на специалитете учится будешь не 6 лет до полного высшего, а 5 всего, ну и программа там правильней, всё по ГОСТу, как мамка с папкой учились. Пользуясь этими мифами ВУЗы тоже поддерживают идею обязательности магистратуры и большей качественности специалитета, чтобы привлечь к себе побольше спроса среди поступающих. Как же дело обстоит на самом деле? Как человек недавно закончивший бакалавриат, близко знакомый с людьми, учащимися в магистратуре, на специалитете и в аспирантуре, а также как человек сам собирающийся поступать в магистратуру я имею некоторое представление о реальном раскладе, плюсах и минусах каждой формы обучения и постараюсь здесь развеять основные мифы о баклавриате, специалитете и магистратуре.

Миф 1 Баклавариат – неоконченное высшее

Миф возник по той причине, что в специалитете учились 5 лет, а тут вдруг 4. Значит 1 год минимум бакалавр недоучился! На практике всё совсем не так. Бакалавр учился точно тому же, чему и специалист до 2007. ГОСТы, количество специальных предметов не изменились. Единственное что поменялось – это загруженность студентов и время на раскачку. Если раньше на освоение программы было на год больше, то теперь ту же программу изо всех сил упихали в 4 года. Каким-то профилям это далось легко, каким-то тяжко. Поэтому на некоторых профилях обучения ВУЗы получили реально хардовые, перегруженные программы с 6 парами в день 5 экзаменами за сэссию, лабораторными с утра до вечера и прочими радостями студенческой жизни. Сильно ли сложнее стало учится? Нет, поскольку всё же на большинстве профилей сократили срок обучения за счёт не только утаптывания профильных предметов, но и за счёт выкидывания не профильных. Позвольте, но разве не профильные предметы студенту не нужны? Дак вот, да, не нужны. Не профильные предметы в первых семестрах не учат студента ничему новому. Зачем инженеру проходить на первом курсе русский язык и не по какой-то там повышенной программе, а по той же что в 11 классе школы? Он же ЕГЭ по русскому два месяца назад сдал, на кой чёрт повторять? Зачем экономисту курс школьной биологии в ВУЗе? Зачем курс вузовской математики начинать с тригонометрии, которую также сдавали на ЕГЭ? Как зачем? Для раскачки, да и повторение – мать учения! Это конечно безусловно так, но узнает ли специалист в итоге что-то новое? Нужно ли раскачивать студента как малое дитя, или он должен включатся в работу сразу, отстаивая своё право на получение вышки? При любом ответе на эти вопросы очевидно одно – сокращение учёбы на 1 год не повлияет на итог. Бакалавриат - это оконченное высшее образование и если вы готовы взять на работу специалиста, то значит должны быть готовы взять и бакалавра. Не попадайтесь на глупые мифы!

Миф 2. Специалитет – это бакалавриат + магистратура

Ноги этого мифа растут оттуда же, откуда и первого. В общем-то эти мифы почти об одном и том же. Специалитет – это просто чуть более длинный баклавариат. Почему он до сих пор существует? Потому что, во-первых, родители очень хотят отдать своих чад именно на специалитет, не понимая, что профита в этом нет, а во-вторых некоторые программы, чаще всего инженерные, просто не получилось утоптать в 4 года, ну или лень было это делать. Специалист не получает каких-то сверх знаний, недоступных баклавру и его нельзя приравнивать к магистру. На это указывает и возможность после специалитета поступить на СЛЕДУЮЩУЮ ступень образования – магистратуру бесплатно. Если бы специалист был равен магистру его бы просто не пустили бы бесплатно в магистратуру, так как этот этап обучения человек уже получал. Отсюда делаем вывод - магистр выше специалиста по образованию. В доказательство того что специалитет – это долгий баклавариат приведу один пример. У нас на факультете существует программа специалитета по военному профилю. Учащихся там мы называем военниками. Открылся этот специалитет сравнительно недавно, после деления образования на две ступени. Лучше ли учатся военников на своём профиле, чем остальные студенты? Нет. Спросите почти любого преподавателя или студента на факультете и вам ответят, что военникам дают кучу поблажек, многие считают их откровенно самыми тупыми группами. Связано это с тем, что все военники повязаны контрактом с армией и если их отчислят им придётся оплачивать всё их предыдущее обучение из своего кармана. Руководство ВУЗа военников жалеет отсюда и поблажки. Оформление их обучения как специалитет, тоже поблажка. Их программа нисколько не более загруженная, чем программа обычного студента, если не считать строевой подготовки. Обучение растянули до специалитета по одной простой причине – так проще учится, а, следовательно, меньше военников отчислятся и меньше контрактов с ВУЗом разорвёт армия. Тем не менее у специалитета есть и один маленький (а может кому-то не маленький) плюс. После специалитета можно пропустить этап магистратуры и поступить в аспирантуру, сэкономив год. Вот только я почти не знаю людей твёрдо желавших пойти в аспирантуру с первого курса вышки, но, может, вы исключение. Как итог можно сказать, что если специалитет и лучше бакалавриата, то совсем несущественно, а в некоторых случаях специалитет даже хуже. Ну и он абсолютно не равен магистратуре.

Миф 3. Магистратуру получать обязательно

Тоже очень распространённый миф. Мол без маги работать нормально невозможно, знаний мало. Это не так. Магистратура в западных странах, откуда она в общем-то пришла считается отдельным высшим образованием нужным, чаще всего, для работы в науке. То есть магистратура для европейцев, тоже что для нас аспирантура или второе высшее. Всем ли нужно идти в аспирантуру или получать вторую вышку? По-моему, ответ очевиден. Этот миф опасен не только тем, что вы болтаетесь в ВУЗе ещё два года не очень понимая зачем, но и тем что, не рассматриваете магистратуру по другим направлениям и в других вузах. Магистратура – это прекрасная возможность получить смежное с вашим образование (а может и вообще другое), которую боятся использовать из-за страха не поступить и не получить «обязательную» магистратуру. Человек же относящийся к магистратуре так, как она задумана провалится с поступлением не боится, потому что у него уже есть оконченное высшее. Пойти в магу по своему направлению, конечно, тоже не возбраняется и даже необходимо, если вы связываете себя с наукой, однако готовьтесь к тому, что вам будут читать некоторые курсы по второму разу. Я не шучу, это реально так! Резюме такое - идти в магистратуру необязательно, решать вам. Я вот решил поступать в магу, но на другое направление и не отношусь к поступлению сакрально. В не поступлении в магистратуру нет ничего страшного, вас всё равно возьмут на работу (меня же взяли) и никаких ограничений в продвижении по карьерной лестнице вы не увидите (если не в науке работаете, конечно).

На этом всё. Надеюсь я развеял самые популярные мифы о системе высшего образования в России, объяснил, как оно устроено изнутри и теперь вы сможете выбирать свой путь обучения более осознанно и объективно. Удачи всем с поступлением)