Крестовый поход в массовом сознании — это Иерусалим, тамплиеры и Саладин с Ричардом Львиное Сердце. Красивые сцены из «Царства Небесного» и нескольких исторических фильмов подревнее. Неисчислимые арабы-мусульмане с мамелюками против небольших героических христианских армий, непрерывно крестящихся в коротких промежутках между резней. Сколько было походов на Святую землю, что они из себя представляли — мало кто скажет, если историей не увлечен. Про другие «миссионерские» визиты католиков с «крестом и мечом» в земли Балтийского региона — еще меньшее вспомнят. А про этот «желтый поход» — вообще избранные.
Получил он это странное название с легкой руки, не к ночи помянут будет, — Льва Гумилева (творчески обработавшего схожие идеи Вернадского и Груссе) . Был такой … Хороший философ и чудесный публицист. Деликатный интеллектуал. Но пожелавший остаться в памяти просвещенной интеллигенции, как историк-революционер. «Пассионарность и её роль в этногенезе», если слышали — это еще не самая экстравагантная его теория. О «хазарском иге» и «органичном симбиозе» Руси с Золотой Ордой» — все же больше просвещенной публике известно. Для меня он стал неинтересен очень давно. Как только вычитал у «историка» Л. Гумилёва, что нашими предками были не славяне. А некое загадочное племя, не пойми как выжившее в степях Тавриды со времен Великого переселения народов.
Вот и «желтый крестовый поход» — из гумилевской серии громких исторических «открытий». Хотя мало кто из его участников подозревал, что льет кровушку (свою и чужую) ради великой идеи окрестить всех и вся в округе. Или защитить Святую Землю. Потому что главные действующие лица этого мероприятия были… язычники-монголы. С желтоватым оттенком кожи, как вы понимаете. Которые в гробу видели Гроб Господень, поскольку в походы ходили исключительно за хабаром и новыми данниками. А не за метафизическими благами посмертной жизни. Итак, как всё было.
Хронология событий.
- К концу 1230-ых годов монголы захватили Персию и Закавказье.
- В 1243 году завоевана Анатолия (Турция). Начались разведывательные набеги на Ближний Восток.
- В январе 1256 года монголы осаждают неприступные города низаритов-исмаилитов (знаменитых ассасинов) в Приэльбрусье. Ведут агрессивную и успешную дипломатию. Достаточно легко (за исключением одной крепости) решают вопрос этого фанатичного религиозного течения в свою пользу. «Гнездо старца» Аламут взят при видимости сопротивления, другие опорные пункты исмаилитов — разрушены.
- Крупное и прекрасно организованное вторжение произошло в 1256-1260 гг. Под руководством внука Чинхисхана — хана Хулагу. К походу присоединились крошечные христианские княжества-государства тех земель: Киликийская Армения и княжество Антиохия. Общины ассирийцев, греков и христианские подданные монголов влились в «освободительный поход». Чтобы избавиться от постоянного давления мусульман, ставших к тем временам (Крестовые походы их подзамахали) отнюдь не веротерпимыми, как в начале своей «мягкой экспансии (про появление ислама в тех краях — читаем тут).
- В 1258 году монголы штурмом взяли Багдад. В 1260 года сдался Дамаск, был захвачен Алеппо. Монголы двинулись в сторону Палестины. Против них выступили египетские мамлюки со знаменитым султаном Бэйбарсом. Назревало решающее выяснение отношений — чьими владением будет Святая Земля, Ближний Восток и Египет. Останется ли за мамелюками. Падет ли к ногам чингизидов…
Трудно прогнозировать, кто бы кого одолел. Лично я ставлю на монголов. Но… Пришло известие о смерти Великого Хана Мункэ и Хулагу срочно выехал на выборы нового главы государства с основным войском. Оставил в Сирии небольшой корпус, не более 12-15 тысяч человек. В битве при Айн-Джалуте монголы были (с огромным трудом) разбиты египетскими мамлюками и отступили в Персию.
Мусульмане Леванта встречали мамлюков как освободителей. Крестоносцы Запада, сидевшие в куче государств-крепостей вокруг мусульманского Иерусалима (Саладин его уже захватил), приняли вооруженный нейтралитет. «Желтый крестовый поход» проигнорировали, мамелюков пропустили через свои земли и сытно кормили всю их армию. Вскоре пожалели о своем выборе: султан Бейбарс, отогнав монголов, — одно за другим стер с карты Ближнего Востока все христианские государства Леванта.
Что было в этом походе «крестового». Просто наличие христиан в рядах непобедимого монгольского войска. Отдельными подразделениями даже. И в составе туменов Хулагу было сколько-то. Вот и всё. Но в попытке использовать птицу сову не по назначению, а применительно к глобусу — некоторые довольно уважаемые исследователи начинают глубочайший анализ:
«Хулагу симпатизировал буддистам, но в целом использовал приверженцев разных религий в своих политических целях. Однако его старшая жена, влиятельная Докуз-хатун, была христианкой и покровительницей христиан. Главный его полководец — найман Китбука тоже был несторианином-христианином».
Так и представляется картина: лежит Хулагу с обожаемой красавицей Докуз-Хатун на подушках, и та нашептывает: «Дорогой, мне молиться негде, кругом юрты да юрты. Не мог бы ты на нашу годовщину подарить мне нормальный такой каменный храмик, желательно Гроба Господня? Я бы туда во время летнего отпуска ездила. Ну пожалууууйста, котик, ты ведь такой у меня храбрый и могущественный…» Так это было? Гы… Три раза.
Да, еще со времен Чингисхана в рядах монгольского войска было какое-то число христиан. Монголы из племен кераитов и найманов. Несториане. Каким числом — неизвестно. Верили, что природа Христа — двойственна: имеет божественное и человеческое начало в равной степени. Само собой, католики и православные папы-патриархи это считали лютой ересью, несториан гнобили и изводили, как только могли. Вот они и разошлись по всему Востоку и Центральной Азии, весьма успешно проповедовали и обращали. Пользуясь полным пофигизмом монголов в вопросах религии — стали популярны средь простого люда. Но сидели тихо, как мыши под веником. Ошибок своих гонителей (католиков и православных) не совершали. То есть, не лезли в политику.
И вот эти «еретики» привели в Святую Землю туеву кучу «пассионарных» монголов. Франки-крестоносцы долго чесали репу и порешили: с этой нечистью не связываться. Плюс за широким бюстом христианки Докуз-хатун маячили другие «еретики» — православные. Армяне, монофизиты и греки всякие. Которым Гроб Господень … вторичен. Им бы посчитаться за Константинопольскую резню — с католиками. За гонения и притеснения — с мусульманами. Гумилев писал:
«Простодушные монголы, двинувшись из завоеванного Багдада на освобождение Иерусалима, полагали, что все христиане должны стать их союзниками. Но они никак не могли вообразить, что папа и его верные рыцари станут врагами христианскому делу…»
Точка. Дальше можно вообще ничего не анализировать, хватит лишь «простодушных монголов» (вот именно за это терпеть не могу гумилёвщину). Эти простаки поставили в позу бегущего египтянина весь мир. Половину — силой. Другую половину — жестокой дипломатией. Бескомпромиссной и прямой как лезвие хорошего меча. Не буду пруфить многочисленную переписку того времени: Бату-хана, Хулагу, Берке и прочих чингизидов с гейропейцами. И объяснять «дипломатию» их обожаемых женщин, типа регентши Огуль-Гаймыш, решавшей вопросы войны и мира с целыми народами шевелением подбородка. Просто обобщу: зная свои военные возможности, монголы разговаривали со всеми как с потенциальными подданными. Требуя дань, вассалитет, признания верховенства Великого Хана среди всех государей. Подчеркивая Его божественность в праве на вселенскую власть.
Мог ли «желтый крестовый поход» стать религиозным движением? А монголы с «крестоносцами-франками» прийти к соглашению? Нет, конечно. Если чингизиды-ханы столь высокомерно вели себя с влиятельными государями Европы, даже с папу римского мелким жрецом считали и на его статус поплёвывали из седла… Что говорить о карликовых государствах крестоносцев?
Монголы создали величайшую империю. Захватывали все страны, до каких могли дотянуться своей неординарной военной логистикой. Любой религиозной принадлежности: Китай, Хорезм, Русь, Закавказье, Корея, Камбоджа. Кровавым потоком прошли через католические Польшу и Венгрию. Чтобы видеть в «желтом походе» не обычную захватническую войну, а что-то принципиально новое, нужны веские основания. Кстати, христианские Грузия и Армения, столь активно принимавшие участие в «Иерусалимском освобождении», — вошли в состав Монгольской империи отнюдь не добровольно, а были подчинены силой оружия. Грузия, так вообще — через страшную резню.
Основная масса монголов придерживалась традиционных верований. Были и такие, что переходили в христианство несторианского толка. И были в меньшинстве. «Черной вере» язычества следовали тогда все Великие Ханы. Безразлично относились ко всем религиям, препятствовали розни на этой почве среди подданных. В Каракоруме были храмы христиан, мусульман, буддистов, даосов, черт ногу сломит каких еще языческих капищ и жертвенников. Христианских мотивов в их политике быть не могло, это претило самому духу Государства. Нет документов или свидетельств, подтверждающих версию Гумилева, что инициаторами «желтого крестового похода» стали несториане. Жена Хулагу и его главный воевода — не аргумент, а сова на глобусе.
Откровенная ложь. Ну и как же без столь мной горячо «любимого Гумилева» с его вечными передергиваниями. Греки, по его утверждению, — с монголами «договорились». Ага. Вот какой договор вышел, не падайте только. Большая часть Анатолии в 1241-1243 гг. (на момент вторжение монголов) принадлежала туркам-сельджукам. Были там и два крупных христианских анклава: Никейская и Трапезундская империи. Константинополь — руках католиков-крестоносцев.
Когда монголы одолели огнем и мечом Закавказье и вторглись в Малую Азию, император Трапезунда заключил с сельджуками анти-монгольский союз, помог войском. Потом пошел еще дальше, чем Иерусалимское королевство крестоносцев. Те всего лишь разрешили «сарацинам» Бейбарса пройти через их земли. А православные греки сами сражались рука об руку турками, своими вчерашними врагами — против «желтых крестоносцев». Договорились они (признали себя данниками) с монголами только после разгрома сельджуков в битве при Кёсе-Даге. Тогда же признали власть монголов Киликийская Армения и Антиохия. Вот вам и «договорились».
В общем, не было никакого «жёлтого крестового похода», была очередная захватническая война. На тот момент монголы равноправных союзов не заключали вообще ни с кем. Только полное или частичное подчинение. Или хитрый нейтралитет, до первого «залёта». Это потом они чутка подостыли, когда стало ясно — весь мир завоевать невозможно физически. И показали такие чудеса «простодушной дипломатии», что по ним до сих пор учебники пишут.
Читайте по теме: