Найти тему
Молодость в сапогах

По данным советской разведки. Год 1944. Часть 2.

Это продолжение обзорного материала по информационным выпискам разведуправления штаба ВВС о новых типах немецких самолетов и оборудования. В первой части речь шла об одномоторных истребителях. Там же можно по ссылке посмотреть оригинал Выписки, правда она плохо читается без увеличения. В статье на иллюстрациях приведены уже обработанные фрагменты текста - с увеличением и использованием фильтра, т.к. текст оригинала сильно выцвел, а бумага пожелтела.

Сопроводительная записка к Выписке.
Сопроводительная записка к Выписке.
Стр.6 выписки в оригинале, текст которой обсуждается в статье.
Стр.6 выписки в оригинале, текст которой обсуждается в статье.

Итак по немецким одномоторным истребителям у нашей разведки информация противоречивая - с одной стороны достаточно реалистично описан и оценен FW 190 A5, с другой - упоминаются проекты "ФВ-290" и "Ме-209", очевидно не актуальные в 1944 году, даже если считать, что имеется в виду попытка фирмы Мессершмитта запустить в серию существенно переработанный вариант Ме-209 с большой долей конструктивных решений и деталей от Bf 109 G. Таких машин было всего две и к 1944 году от их выпуска окончательно и бесповоротно отказались.

Далее в Выписке идет двухмоторный Ме-410.

Стр.5 Выписки. Про наличие дистанционно управляемых огневых точек - ни слова. Но в тексте выписки есть абзац о неподвижных задних огневых точках, из которых стрелок ведет огонь, находясь в кабине, при этом упоминаются разные типы самолетов, включая Ме 210. Указанное на врезке выше вооружение соответствует модификации А. Вариант В с усиленным вооружением начали производить с апреля 1944 года, так что в Выписку он не вошел. Про 50-мм пушку ВК5 также нет информации. Кроме того, Ме 410 применялся как скоростной бомбардировщик, а не только как истребитель.
Стр.5 Выписки. Про наличие дистанционно управляемых огневых точек - ни слова. Но в тексте выписки есть абзац о неподвижных задних огневых точках, из которых стрелок ведет огонь, находясь в кабине, при этом упоминаются разные типы самолетов, включая Ме 210. Указанное на врезке выше вооружение соответствует модификации А. Вариант В с усиленным вооружением начали производить с апреля 1944 года, так что в Выписку он не вошел. Про 50-мм пушку ВК5 также нет информации. Кроме того, Ме 410 применялся как скоростной бомбардировщик, а не только как истребитель.
Трофейный Ме 410, который проходил испытания в СССР.
Трофейный Ме 410, который проходил испытания в СССР.
Ме 410А1/U4  с 50-мм пушкой крупным планом.
Ме 410А1/U4 с 50-мм пушкой крупным планом.

410-е были актуальны больше для Западного фронта, но не стоит полагать, будто на Восточном не было работы для немецких тяжелых истребителей (в том числе ночных). Например в 500-м фонде ЦАМО имеются трофейные документы охранных частей группы армий "Центр" за 1943 год, где указано на необходимость применения ночных истребителей против транспортных самолетов, снабжающих партизан, которые как раз тогда перешли к "рельсовой войне", действуя организованно и скоординировано. Кроме того, работа советской бомбардировочной авиации в ночное время была стабильно активной - один У-2 за ночь успевал сбросить на головы захватчиков бомб больше, чем мог бы загрузить Ил-4.

В Выписке упоминается также тяжелый ночной истребитель "Ю-88 С-6/Р1". Видимо имеется серия C-6 и ее развитие - серия R. Самолеты эти отличались отсутствием переднего остекления носовой части, где было установлено вооружение -одна 20-мм пушка и три пулемета калибра 7.92 мм. Переделывались из бомбардировщиков. Назвать данную модификацию Ju-88 в числе новинок в 1944 году можно только применительно к комплектам бортового оборудования - как раз в 1944 начали устанавливать бортовую РЛС FuG 220 Lichtenstein SN-2.

-6

Пункт 4. Выписки (нижний абзац на врезке) посвящен созданию высотного истребителя на базе модификаций Bf 109G. Сообщается об использовании гермокабины переменного давления в зависимости от высоты полета.

Есть в обсуждаемом документе (Выписки из информационных сводок разведывательного управления штаба ВВС КА. Архив: ЦАМО, Фонд: 22182, Опись: 0272407, Дело: 0001) сведения о технических новинках - так как себе представляли это советские специалисты в 1944 году.

"Установлено, что за последнее время на ночных истребителях немецких ВВС устанавливаются радиоизмерительные приборы "Лихтенштейн". Приборы при помощи ультракоротких радиоволн дают возможность обнаруживать ночные бомбардировщики. Применение радиоизмерительных приборов дало возможность увеличить радиус действия ночных истребителей."

Первые образцы этого устройства появились еще в 1942 году - FuG 202 Lichtenstein B / C , затем в 1943 последовал улучшенный вариант FuG 212 Lichtenstein и к концу года подоспел 220-й "Лихтенштейн" (строго говоря, читается "Лихтенштайн") уже основательно защищенный от применяемых союзниками средств РЭБ. Как обычно это случается, все дело испортил перебежчик, перелетевший к англичанам, а затем и "попутавший берега"летом 1944 года немецкий тяжелый ночной истребитель Ju 88 G1 . Союзники получили возможность подробно изучить немецкие бортовые РЛС и организовать противодействие. Судя по тексту выписки, с советской стороной информацией особо не делились.

Далее в тексте идет "популярное описание" принципов радиолокации и перечисляются немецкие наземные станции - "Вюрсбург" и др. Имеется в виду радар Würzburg - см фото ниже.

Вюрцбург "большой".
Вюрцбург "большой".

В Выписке в качестве новинок вооружения описывается использование немцами ракет калибра 210 мм на разных типах самолетов, что опять-таки для 1944 года давно не новость, все же основная часть информации в обсуждаемом документе актуальна максимум на середину 1943 года.

Ракету устанавливают в пусковую трубу под крылом FW 190.
Ракету устанавливают в пусковую трубу под крылом FW 190.

Не пропустили наши разведчики появление Ю-288 и Ю-188, однако в тексте присутствует явная ошибка - указано, что Ю-288 мало отличается от Ю-88 внешне. И опять же, первый опытный Ju 288 это 1942 год. Программа была свернута уже в 1943 году, очень немногие 288-е приняли участие в боевых действиях на Западном фронте.

Ju 288. Рисунок. Внешние отличия от Ju 88 более чем заметные.
Ju 288. Рисунок. Внешние отличия от Ju 88 более чем заметные.

Есть в выписке также Хе-277 и Ю-290 - четырехмоторные немецкие самолеты - разведчики, бомбардировщики, транспортные и морские патрульные машины - при массовом выпуске могли доставить много проблем, так что их упоминание в тексте вполне оправдано.

В справке о них указано "по показаниям пленных", хотя 290-е в транспортной модификации отметились еще под Сталинградом. Немецкие 4-х моторные дальние разведчики и бомбардировщики на их базе это отдельная тема. Говорить, что у Германии не было тяжелых бомбардировщиков в принципе не верно. Другое дело, что не было их массового выпуска. Хотя попытки наладить его в экстренном порядке (Программа Америкабомбер) делались.

Так или иначе, но Ю-290 это реально выпускавшаяся серийно машина. В варианте А-7 и А-8 он был носителем управляемого противокорабельного оружия - мог нести три планирующие бомбы Hs 293. В варианте стратегического разведчика (с большим запасом горючего) дальность полета этой машины превышала 11 тыс.км., в варианте бомбардировщика - 6800 км.

Захваченный американцами Ju 290 перелетел в Америку своим ходом.

Трофейный Ю-290 в США.
Трофейный Ю-290 в США.
Фрагмент Выписки с описанием Ю-288 и Ю-290. Последний совершенно справедливо назван "сверхдальним разведчиком". Ниже продолжение.
Фрагмент Выписки с описанием Ю-288 и Ю-290. Последний совершенно справедливо назван "сверхдальним разведчиком". Ниже продолжение.
-12

Для 1944 года информация об этом самолете более чем куцая, даже принимая во внимание обзорный характер справки. Все же количество модификаций только серии А достаточно большое, а были еще проекты В,С и D, не выпускавшиеся серийно, но существовавшие в виде опытных машин. Уточним также, что большинство (если не все) этих четырехмоторных "дальних рук и глаз" Рейха выпускали на заводе "Летов" в Праге. Там же был построен шестимоторный Ю-390. Ряд источников утверждает, что два таких самолета совершили пробный полет до США летом 1943 года и вернулись назад.

Завершается документ описанием некоего "приспособления против тарана" и "неподвижных установок для стрельбы назад".

Насколько реально существование таких вот решений с подвешенными на хвосте Ю-88 2-кг бомбами, которые должны были остановить, будучи освобожденными из зажимов, идущего на таран истребителя (очевидно советского), автор на текущий момент однозначно ответить не может.

Очевидно, что сведения в Выписке весьма поверхностные и не дотягивают даже до уровня известного во времена молодости автора журнала "Зарубежное военное обозрение". Но задачей документа скорее всего как раз и является не глубокий анализ тенденций и подробное описание образцов, а максимально сжатая информация для командования авиационных соединений, что подобное описанному в принципе может встретиться. И опять же, не будем забывать, что эта информация о реальном противнике, с которым идет тотальная борьба не на жизнь, а на смерть. А не о вероятном, который свои достижения в области авиастроения активно рекламирует на авиасалонах и выставках вооружений.