Тон и цвет идут рука об руку, однако, именно тоновые особенности цвета создают художникам больше всего проблем.
Что же такое тон?
Если бы мы видели Мир в серо-белых оттенках, то это и было бы 100% тоновое восприятие.
У каждого цвета есть свой ТОН
К сожалению, часто начинающие художники не понимают и не видят этих нюансов, полагаясь исключительно на цветовое восприятие. Такой подход может изменить общее впечатление сцены - тон задает нам силу контрастов. Так, например, неумелое использование цвета может сделать из полуденного пейзажа картину с невнятным освещением. Или же нежное туманное утро испортить слишком грубыми тенями.
Как же избежать подобных ошибок?
Главное - научится абстрагироваться от "знаний" о цвете и видеть истинные оттенки объектов. Вспомните импрессионистов - их работы презрительно называли "впечатлениями" - и это так и есть. Именно живой подход и гибкость в обозначении цветовых состояний сделали импрессионизм самым ярким прорывом живописи.
Сравните две предыдущие работы - на каждой очень четко читается характер освещения. И добиться такого эффекта можно через точно выражение общего тона работы.
Чтобы цветовая яркость не сбивала с толку, я рекомендую начинающим художникам прищуривать глаза
Так яркость отдельных цветов стирается и мы можем видеть более отчетливо тоновые отношения, контрастность и насыщенность. Так проще заметить насколько темнее будет тень, насколько яркими будут световые пятна.
Другой способ развития этого видения - черно-белое фото.
В идеале - иметь перед глазами и ч/б снимок, и живой вид (или хотя бы референс, цветное фото). Ключевым тут будет точное соблюдение световых условий. То есть снимок дождливого утра в солнечный день просто бесполезен. Не просто посмотроите, а поизучайте, как выглядят тени, какие элементы сцены наиболее темные/светлые, как выражена воздушная перспектива.
Сделайте себе тоновую табличку цветов
Все цвета изначально имеют разную интенсивность. Разбавляя краску Вы снижаете ее насыщенность, однако, для разных оттенков требуется разное количество воды, чтобы привести к одному и тому же тону. так чистый желтый цвет всегда будет в разы светлее чистого фиолетового.
Поэтому прежде, чем бахнуть на работу чистый цвет, проанализируйте - как его собственная насыщенность впишется в общую сцену.
Именно во избежания казусов с тоновым перебором художники и пишут предварительные этюды.
Написание этюдов вообще способствует развитию цвето-тоновой чуйки. Поэтому главный совет сегодняшней статьи - практикуйтесь.
Подписывайтесь на мой блог - здесь много полезных статей и видео.