За следующей порцией новых знаний о культурной столице от Александра Ивановича Башилова, дворового петербурговеда из Кудрово пришлось приехать к 78 отделу полиции на улицу Чехова дом 15. Через час Александра Ивановича выпустили из этого популярного застенка, и он начал делиться впечатлениями:
- Да уж, давненько не заметали. Но я не в обиде. Босоногое детство вспомнил, первую судимость опять же, нет, приятно все-таки, черт побери.
- А за что они вас, Александр Иванович? За активную общественную позицию?
- Нет, улицу перешел на красный. Залюбовался, знаете ли, нашими красотами, и нарушил прямо на милиционера. Пройдемте, говорит. Пришлось подчиниться, я же законопослушный гражданин и живу в тесном контакте с органами.
- Неужели у нас до сих пор пешеходов привлекают?
- А как вы думали? Статью 12.29 Кодекса об административных правонарушениях никто не отменял. Штраф 500 рублей, это минимум. Там, правда, еще и предупреждение прописано, типа для тех, кто в первый раз и нечаянно, но вот лично я считаю, что даже в таком случае нашего человека политически правильно воспитывать рублем.
- Это еще почему?
- А потому что в эпоху нашего неудержимого доминирования на мировой арене нам как никогда нужны пожертвования на военные аэропланы и всякие там окопчики, а из-за резкого повышения уровня благосостояния народа и его полного отрыва от реальных доходов трудящихся на добровольные донатики даже самый маленький бомбардировщик не построишь. Поэтому совершенно естественно, чтобы наши вовремя оплаченные штрафы пополняли оборонную казну.
- Хотелось бы, конечно, но, знаете, непривычно все-таки… Как говорят у нас в Питере – с этой мыслью надо переспать…
- Какая емкая фраза, надо же. В Кудрово до мыслей пока не дошли.
- Всему свое время. Кстати, а как они будут контролировать оплату таких… эээ… патриотических повинностей? Ведь по закону - тому же Кодексу об административных правонарушениях – должно пройти 10 суток от составления протокола до его вступления в законную силу. А после этого еще 30 суток дается на уплату штрафа. За такое время себя забудешь, не то что эту мзду сирийскую. А вдруг еще человек протокол обжалует? Усомнится в точном соблюдении процедуры ареста, так сказать. Могут быть проблемы…
- В 78 отделе полиции таких проблем не существует. Там пока штраф не заплатишь на свободу не вернешься, в день задержания во всяком случае. Есть такой капитан Уваров, очень доходчиво убеждает отдать долг Родине и даже лично помогает пропихнуть денежки в терминал оплаты.
- Как-то не очень законно, вам не кажется?
- Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон.
- Что-то очень знакомое? Познер?
- Почти. Новый Завет, апостол Павел, послание к римлянам, глава 2, стих 14. И вот с этого фундамента христианской веры я делаю решительный шаг к очередной богоугодной общественной инициативе. На здании 78 отдела полиции нужна срочная мемориальная доска капитану Уварову.
- Я не ослышался?! Капитану Уварову?
- Именно ему.
- Но ведь он…
- А вот вы дослушайте, я же затем вас сюда и пригласил. Я пока в отделе сидел не только деньги на штраф по друзьям и знакомым выпрашивал, я еще и Интернет мониторил. И вот такая штука интересная получается. Оказывается, капитан Уваров не только идейный борец за наши денежные знаки. Он еще и принципиальный противник грабительской системы платных парковок в Центральном районе. Вот фотографические документы из газеты «Фонтанка.ру», извольте убедиться.
- Любопытно. И что это может значить?
- Как минимум то, что капитан Уваров достоин вот этой вот самой благодарности, о которой я только что был сказамши. Совершенно понятно, что он воплощенная совесть петербургского народа, пусть и в полицейской упаковке. Ну не привык еще наш человек платить за временное пользование тремя метрами асфальта, уложенными на бюджетные деньги и уже один раз оплаченными фискальными сборами. Но человеку нужно ехать в офис и отрабатывать три кредита. Человек хочет поставить машину на свободное место и не платить за парковку, это естественно, он годами привык так жить. Бороться в одиночку с этой кабалой ему страшно. И тут появляется наш прекрасный капитан Уваров и подает пример подлинно гражданского мужества. Посмотрите повнимательнее, он ведь даже не стесняется своих милицейских штанов и рубашки голубой. Герой! В него дети должны играть!
- Так-то оно так, но ведь очень похоже на демонстративную выходку против правил петербургского образа жизни.
- В такое сложное время, Максим Николаевич, нам некогда заниматься благочинием. Если будем все эти новые правила соблюдать, то от великой народной культуры ничего не останется. Вон, извольте, дожили – выйдешь на бульвар, так никто уже на спинках скамеек не сидит, все свои, извините, пятые точки на сидушках разложили, прям Нью-Йорк, Пятая Авеню какая-то, просто Господи. А здесь не Уолль-Стрит, здесь Родина, и она требует сильных и регулярных внешнеполитических актов, которые без финансовых наполнений могут остаться лишь набором благих пожеланий, чего допустить никак нельзя. А вы мне про эти коммерческие парковки, да ну, в самом деле… Знаете, батенька, даже если от них и есть какая-то прибыль, то она осваивается где-то в местных подворотнях, а наши доблестные федеральные погоны с нее ничего не имеют.
- Кстати, публикуемые официальные данные говорят о беспросветной убыточности этого муниципального предприятия.
- Тем более. Прямо льете воду на мою мельницу. Значит, действительно пришло время воздать капитану Уварову по заслугам. Кстати, художественный объект в его честь поможет исправить еще одно историческое упущение петербургского благоустройства. Я сейчас о том, что Уваровы – это вообще-то древний дворянский род, верно служивший Отечеству. Вот, скажем, Федор Петрович Уваров, генерал от кавалерии, участник наполеоновских войн и даже Бородинской битвы. Тоже был когда-то капитаном, чин получил в 1787 году, когда приехал в Санкт-Петербург и определился на службу в Софийский пехотный полк. А умер в 1824 году, и не в каком-нибудь Кукуево, а в Зимнем дворце с последующем погребением в Александро-Невской лавре. И таким людям нет ни одной точки на карте Санкт-Петербурга! Непорядок. А если непорядок, значит будем исправлять.
- Как это верно, Александр Иванович, как верно! И в каком же виде будет предложена городу эта свежая культурная инициатива?
- Мне как внештатному советнику по благоустройству Заневского сельского поселения она, родимая, представляется так – черная доска чугунного цвета с надписью: «Здесь был капитан Уваров, душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности». Ну как?
- По-моему, неплохо. А если власти не согласятся с формулировкой? Или откажут в размещении, сославшись на формальную причину? Например, объявят здание на Чехова, 15 вновь обнаруженным памятником архитектуры и запретят несогласованные изменения его внешнего вида?
- Ну тогда мы ее у себя установим. Наша многострадальная земля тоже нуждается в таких скромных героях, не желающих понапрасну афишировать свои подвиги. Кстати, у нас скоро будет подходящий художественный объект. Уже сейчас мы межуем участок для первого кладбища № 1, и мемориальная доска капитана Уварова его только украсит. Разумеется, слово «был» мы заменим на «будет» или «скоро будет», это уже как пойдет, но в любом случае это «будет» будет во благо, истинно говорю.
- Не сомневаюсь. Что же, как всегда, желаю удачи вам и вашему благородному делу.
- Премного благодарен. До новых встреч! Обнял!
Максим Грудин, 13 июля 2020 г.