В истории Гражданской есть отличный пример, который показывает, что иногда стороны не могли понять - где свои, а где противник. Ночной рейд Казановича - когда части Алексеевцев прорвались в Екатеринодар, но потом красные приняли их за своих, что позволило Алексеевцам увезти из под носа у большевиков обоз с боеприпасами и благополучно вернуться к своим.
Солдаты двух сторон перемешались друг с другом и шли, мирно беседуя, куря и обсуждая... Так, продвигаясь вместе, они дошли до передовой, и здесь красные с удивлением обнаружили, что колонна «красного кавказского полка» с захваченными обозами, не остановившись на линии обороны, продолжила движение за линию фронта. Белое движение. Поход от Тихого Дона до Тихого океана. — М.: Вече, 2007. — 378 с
Действительно, довольно часто одна сторона не могла понять, кто перед ними. Множество таких случаев описано у генерала Туркула. Иногда бойцы одного отряда натыкались на других. Часто это могло происходить в кромешной темноте или в условиях плохой видимости. Что делать в такой ситуации? Самый простой способ спросить. Иногда стороны не отвечали друг другу:
Конница Буденного как будто решила, что большаком у железной дороги идет тоже советская часть. Часа три нас не трогали. Мы следили за черными полчищами Буденного, ... от конных косяков оторвались разъезды. Галоп к нам. Стали на всем скаку, машут шапками:
— Товарищи, какого полка, товарищи...
Мы идем в молчании. «Товарищи, товарищи», а подскакать ближе — страшно. Повертелись, унеслись.
Мы видим, как всадники развертываются в длинную лаву. Лава несется, слышны крики:
— Какого полка? Что за часть? Почему молчите, товарищи?
Мы идем в молчании. Лавы остановились, открыли огонь. Тогда мы ответили. Залпами. Генерал Туркул: Дроздовцы в огне
Понятное дело, что были у сторон и отличительные знаки и знамена. Скажем в данном отрывке из книги белые сразу поняли, что перед ними Первая конная. Красные же же сразу не определили своих врагов потому, что те не разбежались завидев такую армаду, а развернув оркестр шли строем не сбивая шаг.
Такое отважное поведение было часто непонятно большевикам. Зато иногда сами белые могли по косвенным признакам определить кто перед ними. Вот как об этом пишет Туркул:
Мы вышли им в тыл. Артиллерия 2-го полка приняла нас за красных, открыла по колонне огонь. Только потому, что никто в колонне под огнем не разбежался, артиллеристы поняли, что бьют по «дроздам».
Но иногда не те ни другие не понимали кто перед ними.
Мы стали подходить молча.
— Какого полка? — встретили нас обычными тревожными окликами с перрона.
...полковник Трусов ясно и спокойно сказал в морозной тишине:
— Здесь первый офицерский стрелковый генерала Дроздовского полк.
Нас встретили залпами, бранью.
Генерал Туркул: Дроздовцы в огне
Вся сложность определения стороны состояла в том, что в условиях недостатка военной формы солдаты надевали все, что попадалось под руку. С офицерами было все понятно. Их выдавали погоны. В Красной армии погонов не было. Правда и погоны у офицеров иногда были "самодельными".
Такая же картина наблюдалась и с шевронами. Их изготавливали "на коленке" и пришивали прямо в полевых условиях. Разглядеть что там у тебя на плече в условиях плохой видимости было нереально.
Красных же можно было определить по буденовкам. Иногда по красным революционным шароварам. Но такие штаны мог надеть на себя кто угодно. Да и сами солдаты перебегали от одной стороны к другой постоянно и регулярно. Бывали даже случаи, когда захваченным красноармейцам сразу же выдавали винтовки в руки и отправляли в атаку против "красных товарищей".
Это только в фильме "Чапаев" белые наступают в черной форме "с иголочки". При этом их там называют "корниловцы", хотя носят они форму, похожую на "марковцев" с кавалерийскими штанами. Хотя эта форма не имеет никакого отношения к "марковской" и является плодом воображения режиссера.
В целом Красные имели даже лучшее оснащение. В их руках оказались крупные военные склады, железнодорожные развязки, две русские столицы, возможность для мобилизации большей части населения.
Белое движение довольствуясь малым при этом смогло успешно сражаться против большевиков более пяти лет. Это были настоящие герои и патриоты своей страны. Жаль, что их имена так старательно и долго пытались вычеркнуть из нашей истории и очернить.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.