К моменту распада СССР транспорт был одинаковым, стандартизированным во всех территориях бывшего СССР. После разделения, постепенно он стал приобретать самобытные черты, на каждую из бывших республик теперь работали разные предприятия, кто-то импортировал, кто-то создал свое производство, но как бы то ни было — и городской и железнодорожный транспорт стал приобретать свои особенности. Особенно это касается транспорта городского, где жизненный цикл подвижного состава меньше, чем у железнодорожного. Железнодорожный транспорт более консервативен, например, если брать Чехию и Словакию, то до сих пор много общего в типах эксплуатируемого подвижного состава, хотя появились и отличия. Это же касается СССР, например, Украина это преимущественно заповедник старой техники с единичными вкраплениями нового, самобытного. Грузия это отдельная песня, капремонты электропоездов при участии китайских партнеров сильно сделали своеобразным местный подвижной состав. В России происходит процесс смены подвижного состава, появились новые типы подвижного состава. Не менее интересен и обратный процесс, когда страны или территории воссоединяются, здесь напротив, начинается складываться единое в плане подвижного состава пространство. Это активно сегодня заметно по Крыму.
В этом материале краткий обзор белорусских новинок, чем современная БЧ отличается от РЖД, что нового появилось за время после распада СССР.
Тепловозы.
Магистральные тепловозы эксплуатируются или с советских времен или же имеются новые тепловозы ТЭП70БС, однако эти машины эксплуатируются и на РЖД, так что кроме разница в окрасе подвижного состава нет никаких отличий.
Если брать маневровые тепловозы, то в период 2010 - 2014 годов прошли капитальный ремонт 46 тепловозов ЧМЭ3 при участии завода CZ LOKO, a.s. в городе Ческа-Тршебова (Чешская республика). Чешская сторона обеспечила поставку машинокомплектов: кабины и кузова для локомотива, а также всех деталей, входящих в кузов: силовую установку, компрессор, двигатель и так далее. Сама же модернизация проходила в локомотивном депо Лида. Тепловоз имеет новый кузов. Такие машины получили новую серию ТМЭ1. Помимо производства капитального ремонта тепловозов ЧМЭ3, в Белоруссии совместно с чешской CZ LOKO, a.s и российским Трансмашхолдингом изготавливают абсолютно новые двухосные тепловозы ТМЭ3, разработанный чешскими специалистами (модель 719). Чешские партнеры поставляют в Белоруссию машинокомплекты, а российский «Трансмашхолдинг» — колесно-моторные блоки. Главную раму изготавливают на Барановичском заводе автоматических линий, а окончательную сборку производят все в том же локомотивном депо Лида. Всего за 2012 -2014 год было собрано 20 локомотивов серии ТМЭ3.
Электровозы.
Здесь белорусы удивили многих. Они не стали закупать локомотивы у традиционного поставщика электровозов для СЖД завода НЭВЗ, чьи машины работают на БЧ с советских времен, а наладили сотрудничество с китайскими партнерами. В 2012 году на БЧ было поставлено 12 электровозов серии БКГ1. Это двухсекционные грузовые локомотивы, предназначенные для эксплуатации на линиях с переменным током, производимый на Датунском локомотивостроительном заводе (Китай). Электровоз является адаптацией китайского электровоза серии HXD2, который, в свою очередь, был разработан Датунским заводом совместно с компанией Альстом на основе имеющегося электровоза Alstom Prima 47000. Локомотивы имеют мощность 9600 кВТ, конструкционную скорость 120 км/ч.
С 2015 по 2017 год на БЧ было поставлено 18 односекционных электровозов БКГ2, изготовленных на Датунском локомотивостроительном заводе. Мощность локомотива 7200 кВт, конструкционная скорость — 120 км/ч.
Электровозы типов БКГ1 и БКГ2 приписаны к локомотивному депо Барановичи.
Электропоезда.
В 2011-2012 годах было выпущено 6 электропоездов для городской электрички серии ЭПг, которые являются адаптацией швейцарского электропоезда Stadler FLIRT для колеи 1520 мм. В 2011 — 2014 годах были выпущены схожие электропоезда ЭПр в количестве 10 единиц для региональных перевозок. Электропоезда ЭПг и ЭПм состоят из четырех вагонов. Они являются низкопольными, что открывает новый класс подвижного состава на колее 1520 мм.
В 2015 году было построено два семивагонных электропоезда для межрегионального экспресса серии ЭПм. В составе поезда ЭПм предусмотрено 382 места для сидения, 16 из которых объединены в зону повышенной комфортности. Благодаря более просторному салону в одном из вагонов оборудована многофункциональная зона для людей с ограниченными физическими возможностями, предусмотрены места для размещения крупногабаритного багажа. В середине состава расположен бар, который оснащен всем необходимым для реализации широкого ассортимента напитков, закусок и блюд быстрого приготовления. Электропоезд оборудован системой беспроводного доступа к сети Интернет (WI-FI).
Все новые электропоезда приписаны к Минск-Северный.
Дизель-поезда.
Здесь преуспела в сотрудничестве с БЧ польская фирма «Песа». Она поставила БЧ три типа дизель-поездов. В 2012-2013 годах на БЧ поступило шесть одиночных автомотрис ДП1 (PESA 620M). В 2014 и 2016 годах поступило семь трехвагонных дизель-поездов ДП3, фактически это модели 730М (2014 года) и 731М (2016 года). С 2019 года началась закупка нового типа польских дизель-поездов шестивагонных ДП6, которых уже поступило 4 штуки. Польское обозначение модели 760М. В шестивагонном дизель-поезде ДП6 имеется 311 стационарных мест для сидения, в том числе 25 мест первого класса. Конструкционная скорость движения поезда — 140 км/ч. Новый подвижной состав имеет просторный салон, мягкие кресла с индивидуальными регулировками положения спинки кресла и подлокотников, информационную аудио- и видеосистему для пассажиров. Все места обеспечены индивидуальными розетками для подзарядки гаджетов, также в дизель-поезде установлено оборудование для обеспечения доступа к беспроводному интернету по системе Wi-Fi и к бортовому медиа-серверу. В салоне имеется многофункциональная зона для перевозки пассажиров с ограниченными физическими возможностями, пассажиров с детскими колясками, велосипедами и крупным багажом. В каждом вагоне установлена система кондиционирования воздуха, предусмотрено устройство тепловых завес входных дверей, препятствующее поступлению холодного воздуха снаружи и выходу теплого воздуха из салонов. Пониженный пол и двери, оборудованные выдвижными ступеньками, делают процесс посадки пассажиров максимально быстрым и удобным. Двери открываются по нажатию специальных кнопок, при этом в целях безопасности двери блокируются во время движения поезда. Для посадки и высадки пассажиров с ограниченными физическими возможностями предусмотрены откидные трапы. В поезде установлено четыре туалетных комплекса вакуумного типа, один из них приспособлен для пассажиров с ограниченными физическими возможностями, а также оборудован пеленальным столиком.
При этом нетрудно заметить, что в белорусском обозначении серии фактически обозначено число вагонов, так ДП1 — одновагонный, ДП3 — трехвагонный, ДП6 — шестивагонный.
Еще одной особенностью БЧ является большое число дизель-поездов рижского производства, включая выпущенные в нулевые годы ДР1Б. В России имеется всего один поезд серии ДР1Б, да и то для служебных целей.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из свободного доступа сети «Интернет».
Другие материалы канала по теме железных дорог:
Как на Украине из ВЛ80Т строили пассажирские электровозы
Албанские "Чмухи".