Льды Арктики не давали покоя советским ученым долгие годы, побуждая создавать десятки проектов, порой один невероятнее другого. Некоторые предлагали соорудить огромную дамбу на Беринговом проливе, изменив кардинальным образом климат за полярным кругом, что отразилось бы и на всей территории СССР.
Другие для похожих целей просто хотели отбуксировать ледяной покров в теплые моря при помощи пары десятков кораблей. Видный климатолог прошлого столетия М.И.Будыко и вовсе получил патент на разработанную им технологию: ученый предлагал распылить над Арктикой сажу, которая бы способствовала таянию льдов, так как привела бы к увеличению поглощаемой солнечной радиации.
Письмо Сталину
Некоторые менять климат не планировали, а лишь думали об улучшении проходимости Северного морского пути. Геофизик-метеоролог, член Географического общества АН СССР Александр Михайлович Пекарский в июне 1946 года направил письмо Сталину, в котором предлагал взорвать лед при помощи атомных бомб.
Свою задумку автор изложил на трех листах, сопроводив их небольшой запиской. В ней он выражал уверенность в правоте своей идеи и заинтересованности Вождя, который, как писал, ценит бескорыстную научную инициативу.
А взрывать то и нечем
Ученый хотел взрывами проложить для морских судов беспрепятственный маршрут, своего рода коридор между льдами. Сбрасывать снаряды предлагалось с самолета. Благодаря этому, судоходство можно было совершать круглый год. А сам путь сокращался бы в несколько раз.
Подобным способом предлагалось создать несколько маршрутов, в том числе от Новой Земли до Аляски. Завершить проект, по словам ученого, можно уже к 1950 году.
Идею Пекарского оценили в ученом совете Арктического института, куда Сталин направил проект на рассмотрение. Специальная комиссия довольно быстро ознакомилась с предложением и уже к сентябрю 1946 года дала свой комментарий.
Было отмечено, что применение атомной энергии в борьбе с арктическими льдами — идея сама по себе хорошая. Однако для мирного строительства ничего подобного пока не применяли, поэтому сложно в полной мере говорить об эффективности такого метода. О радиации тогда хоть и понимали, но не имели четкого представления относительно возможных последствий взрыва.
Испытание атомной бомбы за полярным кругом, в том числе для улучшения судоходства, как было отмечено, «очень желательно». Вот только главной проблемой, на которую и обратили внимание в институте, было отсутствие самой бомбы. В СССР первые испытания прошли лишь в августе 1949 года.
Читайте: Большой Беломорстрой - нереализованный мегапроект сталинской эпохи