Найти в Дзене
Икстория

Самые сложные задания ЕГЭ по истории (Часть 2)

Оглавление

Вот-вот состоится #егэ по истории, и выпускники страны усиленно припоминают даты правления императоров, войны и многое другое.

В прошлый раз мы говорили о заданиях по карте и об историческом сочинении. Статья здесь!

Какие же ещё задания трудно даются ученикам? "Икстория" продолжает рассказывать про всё самое сложное на ЕГЭ по истории.

Задание по культуре (17)

Задание 17 из Демонстрационного варианта ЕГЭ 2020
Задание 17 из Демонстрационного варианта ЕГЭ 2020

В ЕГЭ по истории для определения уровня знаний по культуре есть одно задание. Знания по культуре можно использовать и в других заданиях, особенно с развёрнутым ответом, если это грамотно оформить.

Задание 17 трудно решить методом исключения, не зная контекста. Культурный кругозор сдающего требует познаний в области живописи, архитектуры, литературы, иногда музыки или скульптуры России. Казалось бы, выпускникам и так приходится запоминать массу фактов, дат и процессов, зачем ещё и культуру прибавлять? В этом есть логика: культура воспроизводит историю, является её необходимой частью.

Как же быть? Стоит помнить, что ученикам достаточно основных знаний по культуру во всех её областях для решения задания. Многие сведения уже заложены уроками литературы, личным опытом: например, едва ли кто-то, сдающий историю, ответит, что Глинка — великий русский путешественник, открывший Антарктиду, а Тургенев — известный скульптор XVIII века...

Следует обратить особое внимание на архитектуру и скульптуру. Три вопроса, которые необходимы ученикам в связи с любым известным зданием или скульптурой: кем, когда и где это сделано? Для выполнения задания этих данных достаточно.

Пример (см. картинку):

"Слово о полку Игореве" — литературное произведение создано в период раздробленности Руси. Оно посвящено походу князя Игоря Северского на половцев в 1185 году, т. е. в XII веке.

Ответ: 4).

"Домострой" — литературное произведение XVI века, сборник правил и советов в семье. Его написал священник Сильвестр.

Ответ: 3).

картина "Боярыня Морозова" — полотно XIX в. Сурикова. Изображает события раскола (это видно на картине по двуперстию Морозовой).

"Боярыня Морозова" В. Сурикова
"Боярыня Морозова" В. Сурикова

Ответ: 6).

роман "Тихий Дон" — литературное произведение Михаила Шолохова, посвящённое казачеству и Гражданской войне. Шолохов получил Нобелевскую премию "за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время".

Ответ: 5).

Аргументы за и против (24)

Задание 24 из Демонстрационного варианта ЕГЭ 2020
Задание 24 из Демонстрационного варианта ЕГЭ 2020

Для многих сдающих данное задание даётся сложнее, чем историческое сочинение! Дело в том, что задача выпускника — "раздвоиться", иными словами, выразить два противоположных мнения по одному и тому же вопросу.

Аргументировать лучше конкретно, опираясь на известные исторические факты. Если ваши знания по вопросу позволяют, можете не ограничиваться двумя аргументами в опровержение и в подтверждение, дополнить "лишними", тем самым вы подстраховывайтесь на случай, если один из аргументов забраковали эксперты.

В крайнем случае попробуйте раскрыть один и тот же аспект с разных сторон, назвав его положительные (аргументы в подтверждение) и отрицательные (в опровержение) черты.

Пример (см. картинку):

"Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни".

Аргументы в подтверждение:

1) Политика Александра III привела к развитию экономики страны. Были понижены выкупные платежи крестьян, что способствовало улучшению экономического состояния крестьян, к повышению экономической инициативы.

2) Во время правления Александра III было принято рабочее законодательство, которое запрещало детский труд, ограничивало часы работы на предприятиях. Это положительно сказалось для социальной сферы, рабочие получили некоторые гарантии от государства.

3) (дополнительный арг.) В 1887 году была отменена подушная подать. Это свидетельствовало о развитии налогообложения, экономики в целом. Благодаря данной мере множество задолженностей было прощено, что повысило экономическую активность населения.

Аргументы в опровержение:

1) Внутренняя политика Александра III тормозила социальное развитие страны. Был принят так называемый "Циркуляр о кухаркиных детях", который ограничил доступ в высшие учебные заведения низшим слоям населения (кучерам, лакеям и др.). Образование становилось привилегированным, что означало регресс в социальной сфере.

2) Полномочия земств были ограничены при Александре III. Главами земств назначались "земские начальники" из дворян, что отражало строгую сословность, которая не могла способствовать развитию общества России.

Не забывайте практиковаться по заданиям, а также знайте...

Тяжело в учении — легко в бою (А. Суворов).

Понравилась статья? Подпишитесь на "Иксторию" — история искусства и искусство истории.