Найти тему

Владимир Громов: "Уныние тяжкий грех, не будем в него впадать!"

Владимир Прокофьевич Громов - казачий генерал, 1-й войсковой атаман возрожденного Кубанского казачьего войска (1990-2008 гг.), заместитель губернатора Краснодарского края (1998-2000 гг.), Герой труда Кубани.

- Владимир Прокофьевич, 30 лет назад, когда вы активно занимались возрождением казачества на Кубани, вы его представляли таким, какое оно сейчас?

- Нет, 30 лет назад никто из нас: ни те, кто оказались в лидерах казачества, ни власти, ни научные сообщества - вообще никто не ожидал, что движение приобретет такой массовый характер. Это был буквально взрыв народного движения, который никто не прогнозировал. И я тогда, избранный атаманом, думал, что это будет небольшая группа людей-историков, а оказывается - о-го-го!

-2

Вы только представьте: на тот момент, когда меня избрали атаманом, было 45 казачьих организаций в крае, через год их стало уже 180, а к 2007 году - около 500! Вся Кубань! И не только Кубань, но и территория исторического проживания казаков (Адыгея, Карачаево-Черкесия), и там, где казаки исторически не проживали, но куда судьба их забросила.

Все было впервые. Я атаманом не родился, мы совершали какие-то ошибки, просчеты, но шли, достигая успехов... Почему? Потому что в самом начале возрождения со мной рядом были казаки по происхождению, представители казачьей элиты, интеллигенции: юристы, кандидаты наук, этнографы, специалисты по традиционной кубанской культуре, военные... То есть люди образованные, которые определяли уровень и авторитет казачества. Было много и рядовых, но были и люди, которые вели за собой, формировали цели и задачи, направляли деятельность казачества на решение этих задач, что очень важно.

-3

- На каком этапе что-то пошло не так?

- А я вам скажу. Где-то в середине 2000-х годов, когда постепенно в возрождении казачества, как исторически сложившейся культурно-этнической общности, пошел перекос на то, что главным в жизни казака является служба. Извините меня, но чтобы он служил, его сначала нужно родить и воспитать, дабы он знал культуру и традиции...

Процесс возрождения казачества был рассчитан не на одно поколение, потому что слишком много оказалось утраченным: и в культуре, и в традициях, и в менталитете - во всем. Сейчас пошли по пути - надеть форму. Казаками работают.
-4

Когда произошел этот перекос, интеллигенция, образованные люди ушли, остались единицы.

Меня, куда ни пойду, узнают, говорят: «Подождите, так было же одно, а сейчас - другое».

Казачество живо реагировало на все проблемы общественной жизни, а теперь - тишина! Ходят с милицией, и все.

Пенсионный возраст повысили - никто из казаков не возмутился. Кто до этой пенсии доживет?! Что творится?! Вы что?! Вы думаете что-нибудь?! Смолчали...

Есть и другие проблемы. Их очень много. А это все оттого, что приоритет отдали форме, а не содержанию. Ведь казачество было элементом гражданского общества, а теперь его администрированием задавили...

Основная масса казаков сейчас понимает: что-то не то, что-то не так... И началось самое страшное - разочарование! А когда человек разочаровался, назад вернуть его очень сложно...

Вот в чем трагедия. И мы пожинаем эти плоды.

- Разочарование не только в казачестве, но и в попытке пере­устройства общества: всякий раз, когда народ поднимается, чтобы избавиться от упырей, к власти приходят еще более алчные...

- Такова наша история...

- Народ всегда достоин своих правителей?

- Народ иногда ошибается, потому что верит обещаниям. Наш народ очень наивен. Его раз обманывают, другой, а он все равно верит и надеется... Голосуем за тех, кому доверяем, а потом живем надеждой, что не ошиблись...

- На ваш взгляд историка, какой период в жизни нашей страны был самым счастливым?

- Я думаю, 60-70-80-е годы прошлого столетия. Советский Союз считался мощной супердержавой, которую все уважали. У народа была стабильность, уверенность в завтрашнем дне...

Сегодня планировать не может ни богатый, ни бедный. Никто не знает, что завтра случится. А тогда все знали, что работа найдется если не в одном месте, так в другом. Выпускников распределяли, работой всех обеспечивали.

Я всякий раз вспоминаю, какие заводы у нас были! Камвольно-суконный комбинат, хлопчатобумажный, заводы ЗИП, РИП (измерительных приборов и радиоизмерительных), «Сатурн».

Существовала социальная защищенность. Но не было такой коррупции, когда воруют миллиардами. При советской власти такое в самом страшном сне не могло присниться.

Да, жили беднее, но никто с голода не умирал, а на любой свадьбе столы валились от яств и угощений, как и на всяком празднике.

При том, что советское общество было атеистическим, в нем существовала нравственность. А сейчас другая ситуация: молись Богу, хоть лоб пробей, а что имеем?.. Оказалось, церковь не в состоянии решить эти проблемы.

Но будем надеяться. В православии уныние - это тяжкий грех, не будем в него впадать...

- Владимир Прокофьевич, извечный вопрос: что делать? В долгосрочном плане понятно: правильно воспитывать детей, повышать свой уровень образования, стараться оставаться честными, порядочными... А что делать сегодня? Особенно тем, в ком кипит энергия, кто хочет действовать, кто просто не может спокойно наблюдать за тем, что происходит? Время-то безвозвратно уходит... А оно тоже формирует и взгляды наших детей, и их жизнь, да и саму историю...

- Вы правильно говорите, что жизнь уходит, поэтому самое главное - найти себя... Если говорить о труде - определиться с профессией. Достигать поставленных целей...

Есть такое понятие - целеустремленность, а есть - амбициозность. Первое предполагает сформировать цели и через труд, знания и упорство ее достигать. А второе - это когда знаний нет, а амбиции переполняют. И не дай Бог, такие люди займут место в управлении...

- Так они уже заняли, заполонили просто... И что делать?

- Не отчаиваться! Я очень рад, что мои лучшие годы прошли, когда общество было нравственным, а честность и порядочность - в почете...

- Вы о советском времени?

- Да. И то, что сейчас происходит, меня беспокоит, пугает, волнует в контексте, каковы перспективы нашей нации и нашего народа. Меня беспокоит нравственное состояние общества, особенно молодежи, а вернее, ее отсутствие.

Пример. У нас на хуторе самая большая казачья школа, наверное, даже в крае самая большая. Иду, впереди меня ученики этой школы: подростки, трое ребят и две девушки. И они соревнуются: кто лучше и громче матерится... Вот и все. Если бы этим детям в казачьей школе сказали, что материться - это не наша традиция, если бы рассказали им о морали и нравственности, я думаю, они разбежались бы из этой школы...

Дело в том, что система образования у нас разрушена. Знаний не дают, воспитания тоже. Я работаю со студентами. Они приходят из школ совершенно неподготовленными.
-5

Почему все научное сообщество и педагогическое выступает против системы ЕГЭ? Почему все научное общество выступает против Болонской системы? Эта система для умственно отсталых детей! Бакалавры-недоучки никому не нужны. Что будет дальше? Уже сейчас профессионала не найдешь. В любой сфере это становится дефицитом. А с учетом того, что многие дипломы покупаются... Что это такое будет?!

- Разве только с образованием беда?

- И в медицине есть проблемы! «Хорошо», что мы сейчас с коронавирусом кинулись... («Хорошо», естественно, в кавычках.) Врачей сколько у нас не хватает в стране? Около 25 тысяч. Медперсонала - около 130 тысяч. Сколько лет нам надо, чтобы подготовить этих специалистов? Да мы не будем успевать их готовить!

Поэтому я преклоняюсь перед молодежью, которая, несмотря на все эти сложности, живет и работает в таких условиях... Они преодолевают все трудности ради того, чтобы иметь семью, детей, растить их и воспитывать.

Отчаиваться нельзя, нужно ставить задачи и добиваться их решения, но жить по совести. Это нелегко, очень сложно, тем более что многие молодые люди к трудностям не привыкли...

Вспоминаю, когда я учился в аспирантуре, получал стипендию, а чтобы содержать жену и сына, все лето работал в полях: полол, убирал огурцы, помидоры - чтобы что-то заработать. Родители нам помогали. Спасибо им за это, но прежде всего мы рассчитывали на свои силы.

- Многие говорят, что ситуация в стране сейчас очень похожа на ту, что была сто лет назад... Вы тоже так считаете?

- Ситуация очень сложная. Недавно перечитал «Хождение по мукам» Алексея Толстого. Много параллелей... И тогда хотелось каких-то перемен, и оторваться от всего, что было раньше присуще... Но, оторвавшись от родной земли, от культуры, мы из себя ничего не будем представлять. В условиях, когда уровень образованности очень низкий, а исторические познания еще ниже (это я вам как преподаватель университета говорю), может такое подняться, что мало не покажется. Может быть все, что угодно, ...

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об аналогиях между событиями книги «Хождение по мукам» и нынешнего времени.

- Меня как историка все время волновал вопрос: почему произошла революция?

Начало 20 века. Страна на подъеме. Все нормально, все хорошо. И вдруг - бабах!

Одни говорят: «Да это все евреи!» Другие еще что-то... Нет, дорогие мои, управлять государством - значит предвидеть и решать проблемы, не допускать дореволюционных потрясений.

А что мы имеем в начале 20 века? Во главе государства - Император Всероссийский Николай Второй, который записал в 1897 году о себе в анкете: «Хозяин земли русской». Хозяин - значит, отвечающий за все, что в ней происходит.

Так почему про­изошла революция? Да потому, что к началу 20 века политический строй и вся эта дворцовая камарилья настолько вызывали недовольство, что люди были согласны на любые перемены, лишь бы только они произошли...

Другое дело - не те перемены постигли страну, что хотели.

Но вы себе только представьте: в Российской империи 150 тысяч офицерского корпуса, из них половина добровольно перешла на сторону большевиков. О! Их же никто палкой не гнал.

Значит, они недовольны были своим положением, тем, что творится в государстве, недовольны были тем, кто правит и как правит. Вот и про­изошла революция.

И сейчас у нас в обществе масса недовольного народа. Нужны кардинальные меры со стороны государства, со стороны президента, причем как можно быстрее. Нужно навести порядок. Управлять - значит предвидеть.

- Владимир Прокофьевич, у Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» описан персонаж - дворовый князя Переметьева, который был счастлив уже тем, что ему разрешено тарелки облизывать. У вас не создается впечатление, что сейчас слишком много готовых лизать чужие тарелки и подбирать крохи с барских столов?.. Люди без гордости, без стремлений, лакеи в душе...

- Если вы о чиновниках, то их и правда развелось сейчас очень много. Всю эту ораву надо содержать. Сколько бы в стране работающих было... Но вопрос в том, где работать и что зарабатывать? Разве что в сфере обслуги или охранять чужую собственность... В капитализме, к сожалению, никто никому ничего не должен (с горечью). Мы должны только вовремя налоги заплатить...

- Владимир Прокофьевич, а вы планируете написать книгу о казачьем роде Громовых?

- Сейчас работаю над ней.

- Когда ждать ее выхода?

- Трудно сказать. Но называться книга будет «Записки атамана Громова».

- Подождем. А вам никогда не хотелось вернуться к исконной фамилии вашего рода - Гром?

- Фамилию Гром носил мой отец - Прокофий Иванович. Но председатель сельсовета дописал нам с братом к отцовской фамилии окончание -ов. Сразу не исправили, а сейчас, когда жизнь прожита, куда уже возвращаться? Буду с этой фамилией доживать. Тем более ее уже все знают, причем не только на Кубани, но и на Кавказе (в России и в зарубежье).

- Гражданская вой­на не разделила ваш род на белых и красных?

- Нет. Дело в том, что к началу гражданской вой­ны и революции моему деду было уже 63 года, а его самому младшему сыну (моему отцу) - всего 3 года. Деду не до революций было - нужно семью содержать. А ну-ка, 8 душ детей!

Бабушкин брат - Михаил Васильевич Губа - активно участвовал в боевых действиях на стороне Добровольческой армии. Летом 1918 года под Царицыным он был ранен и признан негодным к дальнейшей воинской службе. Разгром Белой армии Михаил Васильевич встретил в Анапе, находясь на административной должности, но сумел избежать преследования, а высадка десанта генерала Улагая позволила ему на кораблях этого десанта бежать в Крым, оттуда в Константинополь.

Мы поддерживали контакты с внуками и правнуками Михаила Васильевича. Они живут в Соединенных Штатах Америки. Но сейчас связи эти прервались.

- Массовая миграция - это тихий захват чужих земель? Казаки 90-х годов эту опасность на Кубани почувствовали и смогли предотвратить (в отличие от казаков того же Ставропольского края). Сейчас такой явной угрозы нет или она всегда существует?

- Всякое государство, если оно серьезное государство и если власть в нем серьезная, должно процесс миграции контролировать. В период 90-х годов и позже миграция была неподконтрольна. Хотя Законодательное собрание Краснодарского края неоднократно принимало закон «О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края», Государственная Дума очень долго его отклоняла.

Тогда казаки взяли на себя роль общественного контроля. Они подстегивали и власти, и правоохранительную систему, заставляя влиять на миграционные процессы.

Но тогда все-таки произошли изменения в этническом составе населения Кубани.

- Несмотря на то, что многие турки-месхетинцы не остались на Кубани, а уехали в Америку?

- Да. Кстати, вспомните, какие условия им там поставили. Более 25 лет запретили проживать компактно и расселили по всем штатам.

Сейчас много говорим о демографии. Призываем: «Кто хочет - приезжайте к нам!» Не получается воспроизводство населения в России. А почему? Потому что выросло поколение, которое не понимает, что такое труд. Оно хочет жить богато и без хлопот.

3 миллиона семей чисто по физиологическим заболеваниям не могут иметь детей. Другие не хотят, потому что ребенок - это заботы, это хлопоты. Лучше будем держать кошечку или собачку. Это заботы, но меньше...

Особое уважение тем, кто, несмотря на трудности, создают семьи, растят и воспитывают детей. Они создают будущее страны...

А государство должно защищать своих граждан, те народы, которые здесь проживают, создавать им условия для межнационального мира и согласия.

Любой перекос в этническом составе населения является миной замедленного действия

Посмотрите, что сейчас происходит в Соединенных Штатах Америки. Если мы будем всех приглашать: «Приезжайте!», то при сокращении численности русского населения у нас может начаться то, что сейчас творится в США.

Все должно контролироваться, все должно планироваться, все должно отвечать интересам народа.

- Владимир Прокофьевич, как доцент кафедры дореволюционной отечественной истории КубГУ, скажите, пожалуйста, у кубанских казаков когда-нибудь было принято кричать «Любо!»?

- Нет, не было. Я считаю, Виктор Иванович Лихоносов в своей книге «Наш маленький Париж» что-то такое придумал...

А еще президент Ельцин, когда в 1996 году приезжал на Кубань, можно сказать, ввел эту традицию. Встречал его Евгений Михайлович Харитонов (на тот момент губернатор края) с почетным караулом. Привезли Кубанский казачий хор на летное поле.

Только закончили греметь моторы, Кубанский хор грянул: «Ты, Кубань, ты наша родина!» Смолкли, Ельцин им: «Любо, казаки!» Они стоят, молчат. Ельцин - Харитонову: «Почему они у вас «Любо!» не кричат?» Тот: «Борис Николаевич, во-первых, это не казаки, а Кубанский хор, а во-вторых, на Кубани «Любо!» не кричат...»

- Но с того момента начали?

- Да. А когда кричат «Любо!», они же не думают... Может, уже и не «Любо!», а прокукарекали: «Любо!»

- Владимир Прокофьевич, спасибо за беседу. Я восхищаюсь вашей искренностью и смелостью. Многие думают так же, как и вы, но говорить об этом боятся... А еще есть, как писал о них Некрасов, «люди холопского звания - сущие псы иногда: чем тяжелей наказание, тем им милей господа...» Но я запомнила ваш завет: никогда не унывать и не отчаиваться!

Беседовала Лариса Сафронова