Могучий танк КВ, названный танкистами «Илья Муромец», прибыл к нам в октябре 1941 года, когда немцы рвались к Москве. Пять добровольцев-танкистов, ушедших от станков Челябинского завода — Юсупов, Потапов, Кочкин, Кочергин и Шляхов горели желанием быстрее вступить в бой.
И вот, ранним осенним утром, экипаж получил приказ атаковать врага. Немцы заняли деревню, угрожая нашему правому флангу. Правее деревни они сосредоточили артиллерию. Надо было выбить фашистов с занимаемых позиций и перерезать дорогу.
Лес. Мелкий, холодный дождик кропит броню. Раздается команда «вперед», — и грозная машина срывается с места. Водитель Потапов резко разворачивает танк у опушки, и «Илья Муромец», изрыгая пламя, с ревом врывается в деревню.
Атака была неожиданной. Танк мял и давил пушки, громил немцев. Приказ был выполнен, деревня освобождена. Молодые танкисты приняли боевое крещение.
Это были жаркие дни. Один бой следовал за другим. Серьезнейшие испытания выдержали пять комсомольцев-танкистов в сражении за другой населенный пункт. Когда «Илья Муромец» стремительным ударом раздавил одно тяжелое орудие и разогнал прислугу, немцы бросили против него и двух наших средних танков 25 тяжелых машин.
Но танкисты приняли бой, они вели огонь с места, меняя позиции, били точно, наверняка. Немецкие танки загорались, все поле окуталось дымом, ревели моторы, гремели разрывы. Три наших танка били беспрерывно. Пламя хлестало из стволов пушек.
Потеряв семнадцать танков, немцы не выдержали и отошли.
Первые успехи не вскружили головы Юсупову и его боевым товарищам. Они осознают, насколько грозна опасность, нависшая над Родиной, над Москвой. И они, оберегая машину, действуют осторожно и осмотрительно. В тот момент, когда наши части сломили натиск врага и сами перешли в наступление, «Илья Муромец», сохранив полностью свою боевую мощь, первым ринулся вперед, поднимая снежные вихри.
Лейтенант И. ВОСКРЕСЕНСКИЙ (1943)
~~~
В последнем бою под Ржевом танк, уничтожив самоходное орудие и артиллерийский расчет, был подбит. Юсупов и Шляхов погибли, Потапов и Кочергин получили приказ вывести машину в тыл на восстановление. В ходе выполнения задания танк получил новое повреждение.
Во время ремонта в боевых условиях Потапов и Кочергин были ранены и госпитализированы, оставшийся в танке Кочкин двое суток отстреливался от противника. Советские войска пришли ему на подмогу, и противник был отброшен. Всего за время боев «Илья Муромец» уничтожил 29 танков, 36 орудий и минометов, множество солдат и офицеров противника.
(3 ноября 1942 года, «Комсомольская правда»)