Найти тему
Авиационное обозрение

Константин Афанасьевич Груздев. Летчик-испытатель.

Оглавление

Здравствуйте. Отвлечемся немного от нашего повествования о первых советских реактивных истребителях и вспомним героев времен Великой Отечественной войны. Сегодняшняя публикация будет посвящена одному из советских летчиков-испытателей тех лет- Константину Афанасьевичу Груздеву. Он был участником военных действий с самых первых дней войны в составе знаменитого 402-ого ИАП. Этот полк был сформирован на базе НИИ ВВС и Наркомата авиапромышленности. В его составе воевали многие выдающиеся испытатели того времени. Константин Афанасьевич в июне был назначен командиром 2-ой эскадрильи, а в середине июля майор Груздев стал командиром этого полка, сменив на этой должности Петра Михайловича Стефановского. Работая в НИИ ВВС, он принимал участие в испытаниях многих советских и иностранных истребителей, в том числе и экспериментального ракетного самолета БИ (Ссылка на статью). Родился Константин Афанасьевич 5 июня 1908 года. Воспитывался в детском доме. В 1928 году закончил механико-техническую школу в Вологде. После чего был призван в ряды Красной Армии. Тогда же и связал свою жизнь с авиацией. В 1930 году Константин Афанасьевич заканчивает Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в ноябре 1931 года Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. После чего он проходил службу в различных частях на Украине и Дальнем востоке. В 1936 году ему было присвоено звание старшего лейтенанта (приказ НКО 0962). Теперь более подробно.

Рисунок истребителя МиГ-3. Источник: https://www.1zoom.ru/
Рисунок истребителя МиГ-3. Источник: https://www.1zoom.ru/

Начальный период службы в НИИ ВВС, участие в Великой Отечественной войне.

В 1937 году К. А. Груздев был в числе летчиков добровольцев, которые должны были отправиться для участия в боевых действиях на стороне Испанского республиканского правительства. Однако добраться до Испании ему не удалось. Добровольцев переправляли различными путям. Одним из наиболее опасных был наземный, связанный с пересечением границ недружественных Советскому Союзу государств. Многих интернационалистов снимали с поездов и задерживали. Охотились за ними и сотрудники иностранных спецслужб. 19 июня 1937 года К. А. Груздев был арестован на немецко-чехословацкой границе и в течении восьми месяцев находился в заключении в Германии. После освобождения он через Швейцарию был возвращен в Советский Союз, где продолжил нести службу в строевых частях. Известно что с октября 1940 года, после окончания курсов по повышении квалификации, он был переведен в НИИ ВВС на должность летчика-испытателя. До начала войны он принимает участие в испытаниях таких самолетов как МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, И-30 и некоторых других. При их проведении осуществлялись полеты по различным программам, где летчикам требовалось определять основные характеристики, параметры управляемости, устойчивости и маневренности. Проводились испытания и на штопор.

Второй опытный прототип истребителя И-30. Источник фото: http://авиару.рф/
Второй опытный прототип истребителя И-30. Источник фото: http://авиару.рф/
Для справки. Экспериментальный истребитель И-30. Представлял собой цельнометаллический однодвигательный низкоплан классической компоновочной схемы с однокилевым оперением и убирающимся шасси. Был разработан в ОКБ А. С. Яковлева в конце 1940 года. Оснащался тяжелым пушечным вооружением, в состав которого входило три 20-мм пушки ШВАК. Проходил испытания в начале 1941 года. Планировался к серийному производство, но после начала войны от самолета подобной конструкции пока пришлось отказаться.

Не обходилось и без инцидентов. К примеру 13 июня, во время очередного полета на ЛаГГ-3, разрушился фонарь кабины. К. А. Груздеву тогда удалось благополучно посадить поврежденный самолет. Как уже отмечалось выше, с началом войны К. А. Груздев вместе с другими испытателями отправляется на фронт для борьбы с фашистскими захватчиками. Сразу после формирования 402-ой ИАП был подчинен 57-ой САД Северо-Западного фронта. На вооружении полка находились истребители МиГ-3. Изначально он базировался на аэродроме близ станции Идрица. В некоторых источниках отмечается что именно К. А. Груздев открыл боевой счет воздушных побед 402-ого ИАП. Вечером первого июля им был уничтожен тяжелый немецкий истребитель Messerschmitt Bf. 110 (хотя по наградному листу это не подтверждается). Четвертого июля, в ходе налета вражеских бомбардировщиков на аэродром, истребителями полка была уничтожено не менее четырех машин типа Dornier Do. 217. Помимо воздушных боев с самолетами противника, полк привлекался для нанесения ударов по различным наземным целям и сопровождению собственных бомбардировщиков и штурмовиков. Бои в основном тогда велись на идрицком и старорусском направлениях. 15 июля Константин Афанасьевич был назначен командиром полка. В этой должности он находился до 19 ноября. При этом он неоднократно принимал участия в выполнении различных боевых заданий, работал над новыми тактиками ведения воздушного боя, первым (в рамках своего полка) опробовал возможность применения реактивных снарядов типа РС-82 в бою против бомбардировщиков противника. Также известен случай, когда совместно с А. Г. Прошаковым (Ссылка на статью) ему удалось принудить вражеский истребитель Me-109 к посадке. Летчик попал в плен, а трофейный самолет впоследствии использовался для проведения разведывательных полетов над занятой немцами территорией. Несколько таких полетов К. А. Груздев выполнил лично.

Летчики 402-ого ИАП. Источник фото: http://stsokol.ru/
Летчики 402-ого ИАП. Источник фото: http://stsokol.ru/

В ноябре он был назначен на должность инспектора по технике пилотирования ВВС Северо-Западного фронта. К. А. Груздев постоянно находился в различных боевых частях и неоднократно принимал участие в боевых действиях вместе с молодыми летчиками. За это время он сбил три самолета противника (два Me-109 и один Ju. 88). Впоследствии был назначен на должность командира 416-ого ИАП. Летал Константин Афанасьевич тогда в основном на истребителе ЛаГГ-3. 19 апреля 1942 года ему было присвоено звание подполковника (приказ НКО 02887). В июле 1942 года К. А. Груздев был отозван с фронта для продолжения работы в НИИ ВВС. Всего Константин Афанасьевич совершил 261 боевых вылетов, сбив при этом не менее девяти самолетов противника лично и пять в составе группы.

Возвращение к работе в НИИ ВВС.

После отзыва с фронта Константин Афанасьевич продолжил активную трудовую деятельность в качестве летчика-испытателя третьего отдела НИИ ВВС. Он принимал участие в испытаниях различных модификаций таких самолетов как Як-7, Як-9, ЛаГГ-3, Hawker Hurricane и некоторых других. Константин Афанасьевич был одним из опытнейших летчиков своего времени. Его отобрали в число испытателей экспериментального истребителя-перехватчика БИ, на котором применялся новый тип силовой установки (ЖРД). Разрабатывался этот самолет в ОКБ В. Ф. Болховитинова (Ссылка на статью) с середины 1941 года. Основным летчиком-испытателем по этой программе был Г. Я. Бахчиванджи (Ссылка на статью). Полет К. А. Груздева на этом изделии состоялся 12 января 1943 года. Завершился он относительно успешно, но как известно, вскоре программа разработки перехватчика БИ была закрыта.

Истребитель P-39Q №42-20561 на испытаниях в НИИ ВВС.
Истребитель P-39Q №42-20561 на испытаниях в НИИ ВВС.

Не стало Константина Афанасьевича 2 февраля 1943 года. Тогда он выполнял очередной испытательный полет на штопор американского истребителя Bell P-39 Airacobra. Что стало точной причиной этого инцидента- установить не удалось. Предположительно произошел отказ в системе управления. Аэрокобра была сложным самолетом, со своим определенным набором положительных и отрицательных качеств. Сваливание в штопор являлось одной из причин многочисленных инцидентов связанных с этой машиной в строевых частях. В НИИ ВВС проводились многочисленные испытания и исследования направленные на выявление всех особенностей пилотирования этого самолета. К примеру осенью 1943 года состоялись испытания на штопор модификации P-39Q. Необходимо было определить поведение самолета при штопоре с различными вариантами загрузки. Ведущими летчиками-испытателями тогда были К. И. Овчинников и В. Е. Голофастов, а летчиками облета- А. Г. Кочетков (Ссылка на статью), П. М. Стефановский и В. И. Хомяков. По результатам испытаний был составлен набор специальных указаний для строевых частей. Но несмотря на это, проблемы преследовали самолет до конца его эксплуатации. Константин Афанасьевич был похоронен в поселке Малый Исток. Он был награжден орденом Ленина (15.05.1942) и двумя орденами Красного Знамени (17.07.1937, 27.11.1941). Звание Героя Советского Союза ему не присвоили.

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://podvignaroda.ru, https://testpilot.ru/, http://авиару.рф/, http://allaces.ru/, https://www.1zoom.ru/, https://pamyat-naroda.su, https://www.bvvaul.ru, http://stsokol.ru/, книга Г. А. Амирьянц. Летчики-испытатели, книга Н. А. Бондаренко. В воздухе испытатели, книга П. М. Стефановский. Триста неизвестных, книга В. С. Масликов. Крылья Победы. 402-й ИАП особого назначения, книга И. Г. Рабкин. Время, люди, самолеты, Отчет по испытаниям истребителя P-39Q №42-20561 на штопор в НИИ ВВС.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).