Давно нам твердят про "загнивающую" Америку, в том числе про неэффективное школьное школьное образование в США. Наверняка, многие слышали рассказы о том, что в американских школах дети в 13-14 лет не знают таблицу умножения. Но я считаю, что американское школьное образование лучше российского. Почему? Сейчас объясню.
1. Мышление
Если говорить в целом, то американские школы учат независимому мышлению, самостоятельной работе и пониманию прямых связей между трудом и его результатом. Наш отечественный ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) тоже проповедует эти принципы, правда, в отличие от американских школ, реализация их на практике оставляет желать лучшего.
2. Профориентация
Школьная система американского образования даёт те знания, которые сразу ведут в престижные университеты многих стран. Именно в школе закладывается мощная профориентация. Большинство вчерашних выпускников школ поступает учиться, твёрдо зная уже несколько лет, какая профессия им нужна. У нас же, в России, многие абсолютно не знают, чего они хотят и поступают учиться только для того, чтобы иметь диплом о высшем образовании, а выбор профессии их заботит в последнюю очередь.
3. Стиль общения
Стиль общения в американских школах не авторитарный, как в школах России. В американской школе детей не муштруют, как в наших, не учат ходить в туалет с поднятой рукой. А учитель тут – наставник, помощник, который направляет школьника в нужное русло, помогает ему. Цель такого стиля общения – вырастить самодостаточную, уверенную в себе личность.
В американских школах постоянно говорят об уважении к личным границам, объявлена нулевая терпимость к буллингу или физическому воздействию. За стычку с одноклассником можно вылететь из школы.
Российская школа на такие мелочи внимания не обращает, учителя из-за подножки бить тревогу не будут, а скорее скажут что-то вроде: «Давайте, ребята, жить дружно!». Кстати, в дружном классе мало что слышали о приватности. Дикая для иностранцев ситуация: на родительском собрании оценки всех детей объявляют во всеуслышание и даже говорят, что «Вася совсем не умеет склонять по падежам».
4. Система оценок
Мы привыкли к пятибалльной системе (а на деле к четырёхбалльной). В США по факту та же картина: буквы A, B, C и D обозначают проходные баллы в порядке ухудшения. Роль единицы отводится букве Е (да-да, у них можно получить единицу). Но разница в том, что американские учителя не оценивают весь предмет на тройку: балл разводится по компетенциям. Например, у нас Васе бы ставили пять за устный счет, три за умение рисовать треугольники и четыре за отработку задач на скорость.
В США вместо тройки по языку вы получите отдельные оценки за орфографию, пунктуацию и аргументированность высказывания. В средней и старшей школе преподаватели чаще выставляют не оценку, а процент выполнения работы. Например, вы решаете уравнение с двумя неизвестными на 78%.
5. Школа для всех
Сегодня все учителя и многие родители знакомы с понятием "инклюзия". Говоря простым языком, основной принцип инклюзии можно обозначить так: «Каждый имеет право на образование».
В обычных классах учатся слабослышащие ребята, дети-аутисты, школьники в инвалидных креслах или с синдромом Дауна. Педагоги много говорят про интеграцию, про то, какие мы все разные и особенные личности. При необходимости школа выделяет дополнительного взрослого помощника, который помогает ребенку адаптироваться на занятиях, встречает его или сопровождает в столовую. Право на доступ каждого ребенка к образованию распространяется и на приезжих: даже если вы всего на полгода в США по визе, вашего ребенка возьмут в местную школу, а в качестве дополнительного предмета предложат английский для иностранцев.
В отечественном ФГОС тоже закреплён принцип инклюзивности в образовании, правда, реализуется он не так успешно. Да, теперь всё меньше становится коррекционных школ и коррекционных классов, детей с особенностями развития отправляют учиться в обычные школы и классы. Но к этому не готовы ни одноклассники, с которыми никогда не проводились беседы о том, что "мы все разные и особенные", ни учителя, у которых нет адаптированных программ для таких детей. С приезжими детьми всё ещё печальнее. Никакого "русского для иностранцев" в школе нет и в помине. И ребёнок, никогда не говорящий по-русски, пытается во всём разобраться сам, попутно получая двойки и тройки. Чаще всего таких детей определяют в школы или классы, где большинство учеников - это тоже приезжие из ближнего зарубежья. Учителя в таких классах, как правило, не имея возможности чему-то научить ребёнка, который не понимает его речь, рисует тройки и надеется, что родители Махмуда всё-таки передумают и увезут его обратно на родину.
Здесь я даже не стала затрагивать техническое оснащение американских школ, думаю, этот аспект и так всем очевиден.
Жду ваше мнение в комментариях 😉