Талантливое и яркое творчество чешского художника Альфонса Мухи представляет собой эталон стиля модерн. Плавные, элегантные текучие линии, прекрасные женщинские образы, сочетание восточных и западных мотивов, выразительные обрамления в виде арок и цветочных гирлянд напоминающие очертаниями витражи— все это знаменитый «стиль Мухи», он узнаваем и даже по-своему уникален.
В детстве будущий художник в 12 лет стал певчим в хоре мальчиков капеллы собора Св. Петра и Павла в Брно, а пенсион дал ему возможность параллельно обучаться в гимназии. Через пять лет юноша был исключен за неуспеваемость. Сразу после этого события Альфонс поехал домой в Иванчице, а по дороге заехал навестить друга в городок Усти-над-Орлице. Там он посетил своды местной церкви святого Вацлава. Именно здесь он увидел фреску, написанную местным художником Яном Умлауфом (1825−1916), выполненную в традиции чешского барокко. Осознание того, что его современник, художник, зарабатывает на жизнь живописью, подтолкнуло Альфонса Муху к осуществлению давней мечты — он решает стать профессиональным художником.
Как любой талантливый человек он был талантлив во всем, и конечно ему удавались любые выбранные им направления искусства. Еще одним увлечением художника стала фотография. Муха купил свою первую фотокамеру, способную делать снимки 10×15 см, и стал использовать ее не только для съемки себя и друзей, но и фотографирования моделей в нужных ему позах.
В фотокамере Муха нашел прекрасного помощника. Художник сам проявлял негативы и наносил на небольшие отпечатки карандашную сетку, чтобы впоследствии перенести изображение в более крупный формат по клеточкам. Масштабирование изображений использовалось им для создания больших полотен афиш и плакатов, они в его исполнении, как правило, отличались крупными размерами. Архив Мухи насчитывал более полутора тысяч отпечатков, экспонированных пластин и негативов.
С 1896 года Муха, сотрудничая с типографией Шампенуа, создает серии декоративных панно, из которых наибольшую популярность получили «Четыре времени суток», «Четыре цветка», «Четыре времени года».
Художник был невероятно востребован. Коллекционеры старались заполучить все новые работы. Мухе приходилось работать до поздней ночи — всего было создано около 50 художественных серий. В своем творчестве Альфонс муха был удивительно успешен, и в отличии от многих коллег, зачастую едва сводивших концы с концами, а таких примеров немало, он был признан поклонниками, заказчиками, коллекционерами живописи извлекал прекрасные финансовые результаты из продуктов своего творчества.
Художник получал множество заказов от производителей всевозможных товаров, например мыла, духов или табачных изделий на создание рекламных плакатов и оформления самих товаров.
В 1893 году произошла знаковая встреча художника с великой актрисой Сарой Бернар. Знаменитая актриса, завершив очередное мировое турне вернулась в Париж и решила вложить деньги в собственный театр. Она заплатила 700 тысяч франков за приобретение "Театра Возрождения" и следующие шесть лет была его художественным руководителем и ведущей актрисой. Выяснилось, что для показа нового спектакля «Жизмонда» не были вовремя заказаны афиши. Обнаружили это на второй день после Рождества, и вышло так, что в типографии от этого срочного заказа отказались все, кроме Альфонса Мухи.
Ради «божественной Сары» он готов был поработать и в праздники. Художник отправился в театр на спектакль, принялся за работу и выполнил заказ за сутки. Результат ужаснул эстетические чувства де Брунхоффа, руководителя типографии Лемерсье, и привел в восторг — саму Сару Бернар. Пятидесятилетняя актриса предстала перед зрителями в полный рост — полная сил и жизни, истинный объект восторга и почитания. Это был триумф шелка, золота и драгоценных камней, богатство, украшавшее стены города. После знакомства Сара Бернар предложила Мухе контракт, по которому он становился декоратором и художником по костюмам в Театре Возрождения, а также создателем всей печатной продукции, включая афиши и буклеты. Ежемесячный гонорар Мухи был очень щедрым — 3 тысячи франков, плюс полторы тысячи за каждую новую афишу. В дальнейшем, им также удалось продавать эти афиши, и выручить за них крупную сумму.
Альфонс Муха родился во времена возрождения чешского национального самосознания и вырос ярым сторонником независимости и самоопределения своей родины. В 1918 году художник получил срочный заказ первого правительства независимой Чехословакии на разработку новых банкнот, а также герба, правительственных бланков и почтовой продукции. Выполняя этот заказ, Муха уделял большое внимание защите купюр от возможной подделки, для этой цели он наполнил эскизы множеством мелких деталей и узоров. Новые деньги пришлись по вкусу чехам, которые в честь их создателя в народе называли «муховки».
В дальнейшем, грандиозный цикл картин «Славянская эпопея», над которым Альфонс Муха трудился около 20 лет стал самым знаковым в творчестве художника, раскрыв его патриотические чувства. В него вошли батальные сцены, исторические и религиозные эпизоды из общего прошлого чехов, русских и болгар.
Десять полотен Муха посвятил истории Чехии, остальные десять — истории других славянских народов. В цикле картин одновременно уживаются исторические сцены и мифология, патетика и драматизм. Ежедневно художник проводил по 9−10 часов на лесах, а жители деревни Збирог позировали ему в исторических доспехах и костюмах. Работа над этим проектом продолжалась в течение 18 лет. Моделью для многих женских персонажей была любимая жена Мухи, Марушка, часто позировали дочь и сын.
«Целью моих произведений не было разрушать, а всегда только строить, возводить мосты, так как мы все должны питать надежду, что человечество сблизится. И это сближение будет происходить тем быстрее и проще, чем больше люди узнают друг о друге» — писал Альфонс Муха о своей главной художественной работе. Но по той причине, что люди существа довольно беззаботные, и им всегда так не хватает легкости и праздника, Альфонс Муха в первую очередь был и остается великим творцом модерна, создателем замечательных женских фантазийных портретов, которые приносят в повседневную жизнь красоту, стиль и художественность.