Осетино-аланское изобразительное искусство выросло из достояния кобанской и скифо-сарматской культур. (Великое наследие алано-осетинского народа)
В 8-9 вв. особой популярностью пользовались металлические амулеты – небольшие фигурки мужчин, всадников, лошадей, оленей, птиц.
Шедевральной находкой аланской культуры считается снаряжение на чело лошади с фигурой женского божества, найденное в могильнике у станицы Змейской. Изображения животных, птиц, растительные и геометрические элементы были помещены на золотых и серебреных пластинах, украшающих оружие и снаряжение для лошадей.
В современной Карачаево-Черкессии была обнаружена царская гробница, состоявшая из каменных плит с резным рельефом. Талантливому мастеру удалось изобразить сложную сцену религиозно-мифологического сюжета, то есть события с земной и загробной жизни царя, которого предали земле. Есть версии, что этот царь был Дорголел Великий.
Стены и своды храмов алан были украшены великолепной фресковой росписью. До наших дней сохранились фрагменты фресок в Сентинской, Зругской и Нузальской церквях. Учёным удалось скопировать и охарактеризовать эти мастерские работы в 19 в., даже некоторые из них реставрировать. (Аланы-христиане. Осетины их наследники?)
Живопись Сентинского храма представлена изображениями таких сценами, как вход Иисусу Христа в Иерусалим, воскрешение Лазаря, суд на Иисусом и его воскрешение, образы Богоматери и святых. (Аланы – православные?)
На зругских фресках изображены сюжеты распятия Христа, образы Богоматери, Иоанна Крестителя, двенадцати апостолов и пр. Осетинский художник 14 в. Вола Тлиаг являлся автором замечательных фресок Нузальской часовни. Его прозвище «Тлиаг» в переводе означает «Тлийский», то есть «выходец из Тли». В Осетии встречаются три поселения с таким названием – два в южной части и одно на северном склоне осетинских гор. (Аланы безмерно почитали свою религию – православие)
Вола Тлиаг изобразил в Нузале образы Христа, Богоматери, Иоанна Крестителя, архангелов Михаила и Гавриила, святых воинов Георгия и Евстафия. К тому же этот выдающийся мастер создал портреты осетинских священнослужителей, известных покровителей церкви. Вола трудился в тяжёлый период осетино-аланской истории, а именно в начале 14 в., когда горная Алания была окружена недругом, а аланские воины храбро защищали свою Родину.
Художник, создавая свои шедевры, обращался к Богу за помощью, а из-под его руки выходили мастерские работы, которые по сей день поражают своей уникальностью. (Богатая алано-осетинская культура)
Ещё по этой теме:
Попытки осетин отстоять свою Родину
Как среднеазиатская армия разгромила татар
Осетинский царь стремится создать новую Аланию
Для чего осетинские князья возвращали свои земли?